Балерина Мариинского театра, педагог Нинелла Кургапкина скончалась 8 мая в Санкт-Петербурге. Ее жизнь оборвалась в автомобильной аварии, случившейся в пригороде. Совсем недавно Нинелла Александровна отметила свое 80-летие. В тот торжественный вечер на сцене родного театра блистали ее ученицы, а затем, склонившись в благодарном поклоне, осыпали любимого педагога букетами цветов. Нинелла Александровна была полна сил и творческих планов. Вся ее жизнь была связана с Мариинским театром, коллектив которого сегодня скорбит об утрате.
Искусство Нинеллы Кургапкиной, мажорное, ликующее по своей природе, было созвучно ее эпохе: расцвет таланта балерины пришелся на послевоенное время время несокрушимого оптимизма победившей страны. Выпускница А.Я. Вагановой 1947 года, так же, как ее сверстницы, пережившая тяжелые годы учебы в эвакуации, Кургапкина словно выплескивала на сцене всю нерастраченную энергию, весь молодой задор. Она ворвалась на сцену, подобно яркому пламени, зажигая безудержностью эмоций, поражая бьющей через край энергией. Ее танец, не нарушающий строгие классические каноны, был вместе с тем необычайно свободен. «Танцует, как дышит», говорили про Кургапкину.
Нинелла Кургапкина отличалась крепкой техникой, безукоризненной выучкой, владением ремеслом. Ее творчеству созвучно пушкинское «ремесло поставил я подножием искусству». Она всегда поверяла алгеброй гармонию, стремясь к безукоризненности исполнения. Для нее это было основой рождения хореографического образа.
Кургапкина наследовала и амплуа Вагановой-танцовщицы, которую именовали царицей вариаций. Именно вариация становилась у Кургапкиной, как и у ее знаменитого педагога, кульминацией в развитии образа. Именно в вариации балерина демонстрировала весь спектр своих казалось неограниченных технических возможностей: ее вращения поражали стремительностью, мелкие кабриоли ошеломляли четкостью исполнения.
Большую часть репертуара Кургапкиной составили партии в спектаклях, созданных ее современниками: Параша в «Медном всаднике», Жанна в «Пламени Парижа», Гаянэ в одноименном балете, Сюимбике в «Шурале», Ширин в «Легенде о любви», Его любимая в «Береге надежды». Эти роли отвечали «земному» характеру творчества балерины.
Склонность к гротесковым ролям проявилась также в современном репертуаре: Злюка («Золушка»), одна из четырех свах («Шурале»), «Весенний вальс» (хореография Л. Якобсона). Кургапкина стала первой исполнительницей роли Анны Андреевны в балете «Ревизор» (хореография О. Виноградова).
Нинелла Александровна Кургапкина прошла большой творческий путь, насыщенный событиями, творческими удачами и открытиями, встречами с современными хореографами. Громадный репертуар, требующий остроты внимания, владения техникой танца, отличной памяти, большой сценический опыт позволили ей стать педагогом-репетитором балетной труппы театра. Секреты своего мастерства она сумела передать молодым артисткам, с которыми репетировала в театре. Более 40 лет Нинелла Александровна посвятила педагогической деятельности. Среди ее учениц прима-балерины Мариинского театра Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе, Жанна Аюпова, ведущие солистки Евгения Образцова, Татьяна Ткаченко. Педагогическая и репетиторская деятельность Нинеллы Александровны Кургапкиной была невероятно интенсивной и плодотворной. Ее вклад в сохранение и развитие лучших традиций российского балета неоценим.