Последний апрельский день Пасхального марафона Валерий Гергиев посвятил одному из прекрасных уголков Карелии малоизвестному городу Беломорску. Предыдущие несколько дней оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым слушали жители Великого Новгорода, Петрозаводска и Мурманска. Это вторая северная часть региональных гастролей. Во многих городах Гергиев побывал с концертами впервые.
Разумеется, ежедневные изнурительные выступления и многочасовые переезды из одного регионального центра в другой не смогли не отразиться на качестве игры музыкантов. Суровый северный край, бесконечные просторы поморских лесов и озер, потрясающей красоты природа Карелии, так или иначе, связана с музыкой. Может быть, поэтому Гергиев решил выбрать для программы в Беломорске Первую симфонию финского классика Яна Сибелиуса.
Беломорск один из уникальных городов русского севера. Очевидно, маэстро Гергиеву хотелось добавить немало ноток экстрима в это, и без того невероятное по своим масштабам, путешествие.
Валерий Гергиев: «Беломорск это город, в котором я никогда не бывал. Мы почему-то решили, что это не менее важно, чем концерты в столице, где публика гораздо больше имеет возможностей видеть замечательных артистов, слышать их лучшие программы Но Беломорск это тоже Россия. И для меня, и для коллектива это большая честь и очень интересное путешествие »
Еще в Петрозаводске на пресс-конференции Гергиев заметил неподдельный интерес со стороны Карелии к Мариинскому театру. В Петрозаводске готовят хорошие кадры. В оркестре Мариинского театра играют многие музыканты родом из Карелии. Одной из важнейших составляющих Пасхального фестиваля являются общедоступные концерты. Концерт в Беломорске был благотворительный. Перед выступлением Валерий Гергиев посетил одну из жемчужин Поморья знаменитые беломорские петроглифы памятник федерального значения. Это выбивки на скалах, свидетельствующие о поселении древних людей еще в III-II тысячелетии до нашей эры.
Сразу после концерта в Беломорске музыканты отправились в родной Петербург. Там им предстояло два выступления. Мариинский театр мощный творческий механизм, где одна премьера ежемесячно сменяет другую. И все это в рамках тематических фестивалей, которых у Гергиева за последнее время накопилось немало. Вот и к этому приезду музыкантов наметилась очередная премьера сезона опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Сценическое воплощение спектакля осуществил видный петербургский режиссер, художественный руководитель театра Зазеркалья Александр Петров. По его словам, одна из главных задач нынешней премьеры способность увлечь любого зрителя в стихию жизнерадостной комедии Бомарше. Моцарт и Бомарше мистически созвучны в настоящее время.
Каждое театральное пространство это всегда осмысление процесса и его выстраивание. Странно и, в тоже время, современно было видеть на сцене концертного зала Мариинки бассейн, качели и цветочную оранжерею. В главных партиях спектакля были заняты Евгений Уланов (Граф Альмавива), Карина Чепурнова (Сюзанна) и Анастасия Калагина (Графиня). Примечательно и то, что Валерий Гергиев решил вернуть на Мариинскую сцену «Свадьбу Фигаро» Моцарта в русскоязычном варианте по либретто Петра Ильича Чайковского.
Валерий Гергиев: «Решили включить в программу постановку «Свадьбы Фигаро» Моцарта в переводе Петра Ильича Чайковского. Конечно, многие даже не знают, что такой факт в биографии Чайковского можно констатировать. Но я опираюсь и на любовь Чайковского к музыке Моцарта, и на любовь России к европейской великой музыке. А так же, мне кажется, сегодня это будет востребовано. Я не думаю, что Чайковский это делал только для себя. Зачем такому занятому человеку как Чайковский переводить чье-то либретто? Он лучше свою симфонию напишет Нет, он считал это важным, по-моему, для всей России, потому что переводил с итальянского на русский».
2 мая маэстро Гергиеву исполнилось 56 лет. Годы бегут очень быстро, порой не успеваешь и замечать как скоротечно проходит жизнь. Однако пространство времени Гергиева мало волнует. Неутомимый российский маэстро не привык расслабляться. Вот и очередной свой день рождения он решил встретить на сцене в кругу друзей, причем не в Москве, а в Петербурге. Многие музыканты прервали свой плотный концертный график для того, что бы выступить вместе с Гергиевым. Денис Мацуев специально прилетел из Чикаго, Анна Нетребко из Вены В числе других гостей были Юрий Башмет, Родион Щедрин и Майя Плисецкая.
Программа гала-концерта до последних минут оставалась неясной, как это ни парадоксально. В результате зрителей ожидал концерт-сюрприз, который так и назывался «Маэстро Гергиев и его друзья». Анна Нетребко выступила с одной из коронных своих партий Виолетты из вердиевской «Травиаты».
Анна Нетребко: «Хорошая партия, непростая. Я как раз сейчас ее только что исполняла в Цюрихе и послезавтра у меня спектакль в Вене. Сегодня исполнила здесь. Репетиции не было прямо с самолета. Все только приехали, и спонтанный получился такой концерт».
Денис Мацуев исполнил с оркестром Мариинского театра Первый концерт Ференца Листа и финал Пятого фортепианного концерта Родиона Щедрина, который скоро услышат москвичи на закрытие Пасхального фестиваля. Спонтанность и непредвиденные моменты музицирования с Гергиевым Денис Мацуев искренне ценит.
Денис Мацуев: «За такой короткий период времени можно сделать очень многое. На самом деле я всегда говорил, что не нужно заниматься по десять часов, ну, может быть, кому-то и надо. Но кто-то успевает за два часа сделать то, что многие не успевают сделать за десять часов. Для меня это огромная честь и я безумно счастлив быть здесь, потому что общение с Гергиевым и с оркестром Мариинского театра это всегда нечто особенное, что-то специальное для артистов, для музыкантов оркестра. Несмотря на то, что его репетиции проходят в таком экстремальном режиме, но каждая репетиция, я бы сказал, это такой мини-спектакль, в котором ты становишься неким соучастником. Те сиюминутные моменты, которые возникают и на репетиции и на концерте, вот ради таких моментов стоит приезжать из Чикаго, с Северного полюса, откуда угодно »
Следующий пункт высадки Мариинского оркестра Валерия Гергиева это уже Закавказье. В течение двух дней артисты выступают в Ереване, причем с довольно разнообразной программой от сочинений русской и зарубежной классики до армянских опусов Арутюняна и Мирзояна. После Армении Гергиев улетит в Лондон, что бы выступить с Лондонским симфоническим оркестром, а 9 мая снова вернется в Москву на закрытие Пасхального фестиваля. В праздник Великой победы состоится традиционное выступление оркестра Мариинского театра на Поклонной горе. Ну а вечером на сцене Московского международного дома музыки состоится заключительный концерт, где будет исполнена Одиннадцатая симфония Дмитрия Шостаковича.