На днях участникам VIII Московского пасхального фестиваля рукоплескала екатеринбургская публика. Очередной приезд оркестра Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым значимое событие для уральского региона. Гергиева здесь всегда помнят, любят и уважают. И это неудивительно, ведь в далекие от нас 70-ые, тогда еще совсем молодым, Гергиев участвовал в «Свердловских музыкальных сезонах» и дирижировал оркестром филармонии. С той поры минуло более тридцати лет, а Гергиев и по сей день вспоминает с удовольствием то удивительное время обретения творческих сил и заряда вдохновения.
Валерий Гергиев: «Для меня эти стены во многом родные. Все здесь похорошело и приукрашено и, тем не менее, я очень хорошо помню тот зал свердловской филармонии, и оркестр, и публику, и все это для меня волнующие моменты. Прошло уже 30 лет, я был еще студентом и поработал здесь. Так что это то, что меня связывает с Екатеринбургом »
Четыре года назад оркестр Мариинского театра уже выступал с двумя концертами на Урале. Тем не менее, Валерий Гергиев снова вернулся в эти края еще раз и так же с двумя концертами. Причем один из них, дневной, был благотворительный. Почетный гость екатеринбургских гастролей один из ведущих скрипачей мира Николай Цнайдер блестяще исполнил раритетный скрипичный концерт Арнольда Шёнберга и знаменитый концерт Яна Сибелиуса. Скрипичный концерт Шёнберга Цнайдер играл с Гергиевым впервые. Им еще предстоит совместное выступление с этим концертом в Лондоне.
Гергиев дал высокую оценку выступлениям Николая Цнайдера в Екатеринбурге:
«Этот скрипач уже с мировым именем. Концерт Шёнберга для любого дирижера оркестра и музыканта мира это непростое испытание. Мне не показалось, что публике было неинтересно или безразлично. Цнайдер блестящий скрипач! Он здорово сыграл Шёнберга »
В концертном зале Свердловской филармонии артисты Мариинского театра представили нечасто исполняемую в нашей стране одноактную символистскую оперу «Замок герцога Синяя борода» венгерского композитора Белы Бартока на тексты Белы Балаша. Примечательно и то, что в Екатеринбург специально для исполнения этого сочинения прилете один из ведущих басов современности венгр Габор Бретц. К сожалению, из-за болезни не смогла участвовать в партии Юдифи Елена Жидкова. С ней, кстати, маэстро Гергиев в Лондоне уже успел записать эту оперу. Особенно отличилась яркими вокальными данными солистка академии молодых певцов Мариинского театра Ольга Яковлева. В кратчайшие сроки певица сумела освоить сложнейший текст этого сочинения.
Гергиев стихийно чувствует природу бартоковской музыки. Два концерта в Екатеринбурге привлекли внимание едва ли не всей культурной элиты уральской столицы. Радовало присутствие немалого количества молодежи на обоих концертах. Художественный руководитель и главный дирижер Уральского симфонического оркестра Дмитрий Лисс волею случая оказался вне гастролей и тоже слушал выступления питерских коллег.
Дмитрий Лисс: «Екатеринбург не обижен гостями высокого ранга. У нас были, наверное, все ведущие российские оркестры. Это уже второй визит Валерия Гергиева на моей памяти с оркестром Мариинского театра. Ну вообще надо сказать, что Екатеринбург для Валерия Абисаловича это место нечужое, это его первое место работы, когда он еще был совсем молодым человеком».
Сразу после концерта музыкантам предстоял долгий переезд из Екатеринбурга в Нижний Новгород. Филармония имени Ростроповича, нижегородцы и гости города услышали роскошную программу из сочинений Шонберга, Щедрина, Рахманинова и Равеля.