Очередной абонементный концерт Российского национального оркестра состоялся на днях в Большом зале Московской консерватории. За дирижерским пультом Александр Лазарев. Это уже третье сотрудничество российского маэстро с коллективом Михаила Плетнева.
Каждая программа, которую составляет Александр Лазарев отличается особой концептуальностью и внутренней логикой. Лазарев, руководя любым оркестром, даже японским филармоническим, главным дирижером которого он и является, готов удивить публику контрастными по стилю смешениями. Например, симфонии Брамса, Прокофьева, Чайковского и Сибелиуса в одном концерте. Причем концепция той или иной программы всегда имеет определенный контекст.
Для московского концерта Александр Лазарев решил ограничиться Вторыми симфониями Чайковского и Брамса. Произведения двух современников абсолютно разные по композиторскому языку.
Александр Лазарев: «Две Вторых для меня, потому что они написаны примерно в одно время в разных странах, разными гениями, гениями разных национальностей, но гениями, безусловно. Позже уже после создания этих сочинений их связывали личные отношения - Чайковский познакомился с Брамсом. Он относился критически к музыке Брамса, но персонально ему нравился «этот толстопузый немец» . Хотелось бы показать, что представляла собой симфоническая музыка нашей страны России и европейская музыка. Вторая симфония Чайковского это замечательное сочинение, которое я очень люблю и играл его в разных странах и оркестрах и буду играть. То есть оба сочинения, уж ни говоря о второй симфонии Брамса, достойно представляют свою эпоху, но в разных странах».
Сразу после гастролей в Москве Баварского радио, московские ценители классики смогли сравнить дирижерские трактовки Второй симфонии Брамса у Мариса Янсонса и Александра Лазарева. Конечно, до того интеллигентного и абсолютного совершенства оркестровой игры, которое продемонстрировали баварцы, музыкантам Российского национального оркестра еще очень далеко. И дело здесь не только в традициях. Оркестр Баварского радио это еще и оркестр ансамблей. Каждая инструментальная группа проводит многочисленные репетиции и концертные выступления. Безусловно, роль дирижера здесь тоже немаловажна. Однако, в случае с Российским национальным оркестром приглашенный дирижер, даже такой как Александр Лазарев, не всегда способен исправить ситуацию музыкальной дисциплинированности игры. В результате симфония Брамса неожиданно померкла в сравнении с янсоновской трактовкой. Медная группа оставляла желать лучшего, да и струнные не всегда отличала слаженность звучания. Лучше обстояло дело со Второй симфонией Чайковского. Как известно, эта симфония имеет еще подзаголовок «Малороссийская». В этом произведении потрясающее сочетание украинской песенности и русского мелоса.
В следующем абонементном сезоне Российского национального оркестра фамилия Лазарев не прослеживается. Очевидно, маэстро скорректировал свои гастрольные планы с другими российскими оркестрами.