В рамках восточно-европейского турне впервые выступил один из лучших коллективов Германии Симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. В минувшие выходные меломаны двух столиц наслаждались игрой этого оркестра. Объяснить, почему за такой длительный срок оркестр Баварского радио ни разу не был в России, довольно сложно. Оркестру уже 60 лет и его история богата славными традициями. В далеком 1949 году оркестр возглавил авторитетный немецкий маэстро Эуген Йохум. После него за пультом коллектива стояли Игорь Стравинский, Дариюс Мийо, Пауль Хиндемит, Леонард Бернстайн, Лучано Берио, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Маурицио Кагель и наш соотечественник Кирилл Кондрашин. Список дирижерских имен еще можно долго продолжать.
Однако история Баварского радио связана во многом с дирижерами, возглавлявшими единый музыкальный механизм хор и оркестр. После Йохума в 70-ые годы в течение 18 лет немецким коллективом руководил чешский маэстро Рафаэль Кубелик. Незабываемо его прочтение малеровских симфоний и целого ряда произведений чешских авторов, и даже произведений немецких современных композиторов, что тоже не мало важно для оркестра.
Колин Дэвис, который руководил коллективом в 80-ые годы, привил коллективу любовь к музыке Гектора Берлиоза и произведений английских композиторов. Ну а его коллега Лорин Маазель в 90-ые прославился своими незаурядными трактовками произведений Бетховена, Брамса, Шуберта, Брукнера и Малера.
Новая эра для баварцев связана с приходом маэстро Мариса Янсонса. С 2003 года, когда Янсонс был избран главным дирижером, и по сей день кардинально изменилось звучание оркестра, благодаря невероятному репертуару и пропаганде современной музыки. При этом Марис Янсонс успевает руководить и другим ведущим оркестром Европы Амстердамским Королевским Концертгебау. Невероятная самоотдача и требовательность к каждому музыканту оркестра результат высоких творческих достижений Мариса Янсонса. «Я не могу сказать, кого я люблю больше, сказал маэстро на брифинге. Я их люблю обоих, они разные и мне интересно работать с ними. Когда возглавляешь два таких оркестра, очень важно вести объективную линию. То есть я не имею права свои личные интересы вмешивать в интересы оркестра».
По рейтингу авторитетного британского журнала «Gramophone» оркестр Баварского радио занимает 6 место. Программа концерта в Москве и Петербурге исключительно немецкая классика: произведения Брамса, Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.
М. Янсонс: «Это композиторы, с которыми связана Бавария: Вагнер Байрот, фестивали и вся жизнь Вагнера там, вообще Вагнер это часть Баварии. Рихард Штраус то же самое. И потом я долго думал: играть ли симфонию Бетховена или Брамса, и решил все-таки Брамса. Я подумал, что можно все что угодно сыграть, например я бы привез симфонию Шостаковича. Я решил, что лучше все-таки показать начало немецкой романтики».
Сразу после московского концерта оркестр поехал покорять северную столицу. Для Петербурга выступление Мария Янсонса и оркестра Баварского радио событие года, ведь маэстро по сей день там живет. Долгое время он работал в Заслуженном коллективе России оркестр Петербургской филармонии стажером великого Евгений Мравинского, а затем вторым дирижером. На Питерском концерте было немало гостей, как и в Москве. Для каждого слушателя и исполнителя подобные концерты становятся чудесным обретением вдохновения и внутреннего эмоционального заряда.