«Демественная Литургия»  Александра Гречанинова прозвучала в  дни Пасхальных торжеств в  Атриуме Государственного музея истории религии  (Санкт-Петербург) в исполнении   Государственного симфонического оркестра  Санкт-Петербурга,  Петербургского камерного  хора и солистов  (художественный руководитель и дирижёр  Николай Корнев).

Возросший в последнее время интерес к музыке Александра Гречанинова (обращение к его камерным произведениям, постановка оперы «Добрыня Никитич», исполнение духовных творений) свидетельствует об определенном  изменении духовного климата. Написанная в 1917 году "Литургия демественная" (опус 79) для тенора, баса, хора, струнного оркестра, органа и арф, - вызвала в свое время полемику о возможности привнесения светского в  литургическое произведение. Петербургские исполнители нашли меру в соединении богослужебных текстов и демественных напевов с яркими, эмоциональными красками, которые композитор привнес в свое сочинение. Интонационные и тембральные приемы церковного пения (особенно в сольных номерах) заставляли слушателей возвышаться в молитве. Но общее решение исполнения  было пронизано теплотой, задушевностью и земным светом.

Сочинение Гречанинова прозвучало в рамках  нового творческого проекта "Музыкальная экспозиция музея истории религии".  Уникальная экспозиция Музея истории религии сама по себе располагает к  осознанию духовных тайн бытия, проникновению  в неизведанное и сближению различных культур, стилей и направлений.  

По замыслу инициаторов проекта  - директора Музея  Бориса Аракчеева и дирижера Андрея Аниханова,  в загадочной атмосфере музейных залов и  Атриума, история духовной жизни человечества, тесно связанная с историей музыки, получит свое полное и неповторимое выражение.

Вернуться к списку новостей