17 апреля в Концертном зале имени П.И.Чайковского выступит Российский национальный оркестр. Коллектив впервые будет сотрудничать с одним из крупнейших дирижеров Европы британским маэстро Марком Элдером, завоевавшим серьезную репутацию как и в области симфонического дирижирования, так и в оперном театре. Оперные ангажементы Элдера включают постоянные выступления в Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Парижской опере, Covent Garden (Лондон), на Байройтском фестивале. Только за последние два года Элдер неоднократно приглашался такими авторитетными коллективами как Берлинский филармонический оркестр, Чикагский и Бостонский филармонический оркестры, Лондонский филармонический оркестр, «Оркестр Века Просвещения» (Лондон) и др.
В репертуаре Марк Элдер особое внимание уделяет австро-немецкой музыке XIX - XX столетий. Для своего российского дебюта Элдер избрал одну и самых сложных симфоний Малера Шестую.
Интересна история создания Шестой симфонии. Написана она была в 1903-04 и создавалась в самый счастливый период жизни композитора: триумфально шли постановки в Венской опере, которой он руководил, он женился на первой венской красавице Альме Шиндлер (Малер), одна за другой у них родились две дочери. Летом, когда он писал музыку, пребывал в идиллии на даче в окружении семьи, природы и книг (читал переписку Вагнера с Матильдой Везендонк, «Исповедь» Л.Толстого). А в 1904 вдруг закончил вокальный цикл «Песни об умерших детях», чем сильно испугал жену.
После же завершения Шестой симфонии вся жизнь для композитора фатально перевернулась: он покинул пост дирижера Венской оперы, умерла дочь, у него появился порок сердца, ставший впоследствии причиной и его смерти. Музыка словно предсказала этот трагический поворот судьбы.
Шестой симфонии Малер первоначально дал название «Трагическая», потом от него отказался. Причину он раскрывает в одном из писем: «Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки». В оркестровку композитор ввел удары молота, символизирующие удары рока.
Симфония колоссальна по оркестровой мощи: увеличен состав струнных, духовых (в частности, 8 валторн, 6 труб, 4 тромбона), ударных, введены 2 арфы. Еще более грандиозна она по продолжительности 80 или более минут.
Замечательный дирижер, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: «В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Малер ответил Менгельбергу: «Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение услышать слова подлинного и глубокого понимания...».
Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.