17 и 18 апреля на сцене Мариинского театра пройдут премьеры первой оперы Рахманинова «Алеко» и последней Чайковского «Иоланта» в постановке Мариуша Трелинского под управлением Валерия Гергиева. Известно, что юношеское произведение Рахманинова привлекло к себе пристальное и восторженное внимание Чайковского, содействовавшего его постановке и даже просившего у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с «Иолантой» (которая незадолго до того на премьере была показана с балетом «Щелкунчик»). В каком-то смысле премьера в Мариинском театре является реализацией замысла Чайковского.
Премьера последней оперы Чайковского «Иоланта» состоялась в Мариинском театре в декабре 1892 года. В 1891-м Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактные оперу и балет предлагалось играть оперу в один вечер с заказанным ранее «Щелкунчиком» на сюжет драмы датского писателя Г.Герца «Дочь Короля Рене», рассказывающей поэтичную историю о всепобеждающей силе любви. Вполне возможно, что мнение Чайковского было учтено при выборе сюжета для заказа оперы, потому как идеи о написании оперы такого содержания давно увлекали композитора. Самая светлая и жизнеутверждающая опера Чайковского прошла с большим успехом: главные партии Иоланты и Водемона исполнили супруги Медея и Николай Фигнер, дирижировал премьерой легендарный Эдуард Направник.
Всего через несколько месяцев после этого успеха признанного мастера в Москве прошла премьера первой оперы 19-летнего выпускника Московской консерватории Сергея Рахманинова. Его опера «Алеко» дипломная работа по классу композиции была написана за 17 дней и высоко оценено как экзаменационной комиссией, поставившей Рахманинову высший балл, так и московской публикой, услышавшей «Алеко» в Большом в 1893 году.
Сценическая судьба обеих опер на Мариинской сцене поразительно скромна: «Иоланта» впервые прошла в 1892 году (и это была её мировая премьера), и затем возобновлена лишь однажды в 1897-м; «Алеко» и вовсе ставили только один раз в 1914 году. Тем не менее, эти партитуры привлекали Мариинку и звучали в концертном исполнении, в выездных спектаклях Мариинки на открытом воздухе в крепостях Выборга и Ивангорода, а также фрагментами в гала-представлениях.
Творческий тандем режиссера Трелинского и художника Кудлички, знакомый петербуржцам по спектаклям «Мадам Баттерфлай» и «Король Рогер», предлагает сценическое решение, которое концептуально и сценографически соединяет оперы в спектакль.
Премьеры репетируют: Эдуард Цанга, Эдем Умеров (Алеко), Ирина Матаева, Виктория Ястребова (Земфира), Сергей Семишкур, Сергей Скороходов, Даниил Штода (Молодой цыган); Ирина Матаева, Виктория Ястребова, Гелена Гаскарова (Иоланта), Сергей Семишкур, Сергей Скороходов (Водемон).