На днях, 14 апреля, в Малом зале Петербургской филармонии выступил известный сегодня во всем мире пианист, продолжатель великих фортепианных традиций Рихтера, народный артист РСФСР Григорий Соколов.
Сегодня этот талантливый музыкант редко играет в России. Один раз в год, всегда весной и, как обычно, в родном Петербурге. Вот и эти два единственных выступления - в Большом и Малом залах филармонии Соколов выстроил с учетом и без того сложного концертного графика, который у пианиста расписан на несколько лет вперед.
Каждый год меломаны с благоговением ожидают этих концертов. Каждое выступление пианиста в Петербурге, бесспорно, становится кульминацией сезона. Одна из немецких газет назвала Григория Соколова «Вундеркиндом из Москвы». И хотя пианист родом из Ленинграда, российская столица так же оказала огромное влияние на его творческую карьеру.
Более полувека назад, а именно в 1966 году на конкурсе имени Чайковского 16-летний Гриша Соколов одержал победу. Впрочем, для многих ленинградцев той поры этот успех казался не таким уж и неожиданным, ведь еще 12-летним мальчиком, учась в школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, Гриша дал свой первый концерт. Ну а дальше слава никак не нарушила планов музыканта. Учеба в консерватории у профессора Моисея Хальфина то было время обретения художественных сил и репертуара пианиста.
Сегодня Григорий Соколов активно концертирует за рубежом. Его внимание привлекают известные международные музыкальные фестивали, среди которых Зальцбургский, Эдинбургский, Люцернский и многие другие. Например, частое участие в музыкальных «Шубертиадах» в австрийском предместье Шварценберг Григорий Соколов считает обязательной необходимостью. Тем более, романтический мир музыки Франца Шуберта артисту, несомненно, близок.
Репертуар Григория Соколова безграничен, каждое мгновение его музицирования за роялем всегда становится экстрамузыкальным. Артист увлекает внимание слушателя своей фантастической игрой в какой-то иной таинственный мир звуковых образов, что может, конечно, не каждый. Просто перестаешь замечать рояль, как инструмент. Да и весь звук Соколова менее всего похож на привычный звук инструмента, который сегодня можно услышать у большинства пианистов нового поколения. То совершенство игры, которое испытывали многие слушатели на концертах великого Рихтера, сегодня продолжает Григорий Соколов. Спокойствие души и абсолютную гармонию артист всегда ищет и находит в музыке.
Несмотря на что, что в обоих петербургских концертах была исполнена одна и та же программа, выступления Григория Соколова все-таки оказались разными, как по эмоциональному тону высказывания, так и по общему настроению концерта. Григорий Соколов и сам признался, что другой зал, другой инструмент и иная публика это всегда непредсказуемо для концерта: «Это неизбежно! Во-первых, я другой, рояль другой, акустика другая!..»
В двух питерских концертах пианист исполнил две сонаты Бетховена Вторую и Тринадцатую, а так же ре-мажорную сонату Франца Шуберта. Действительно, так, как сегодня трактует музыку немецких классиков Григорий Соколов, никого из слушателей не может оставить равнодушным. Поэтому неудивительно, что после основной программы следовали долгие и бурные овации и традиционное отделение «бисов», которые артист всегда дарит публике. На сей раз это были пьесы «Дикари» Жана Филиппа Рамо и несколько жемчужин польской романтической лирики прелюдии Фредерика Шопена.
Григорий Соколов: «Я могу играть только то, что чувствую для себя в данный момент важным. То есть в чем чувствую себя самим собой. Ведь в программе, как и в интерпретации, не может быть ничего "придуманного". Это часть исполнителя».