«Голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но прежде всего голос грома и молнии, огня и крови...». Есть только один голос, о котором Герберт фон Караян мог сказать эти слова. Имя Франко Корелли и его легендарный голос принадлежат Золотому веку бельканто. И вряд ли найдется среди любителей оперы хоть кто-нибудь, кому ничего не говорит его имя.
Корелли личность противоречивая и загадочная. Его биографии грешат неточностями и зачастую просто пересказывают многочисленные мифы, возникшие вокруг знаменитого тенора на протяжении его карьеры и не имеющие ничего общего с истиной. Корелли один из немногих певцов, никогда не знавших провалов, но восторженное и неизменное поклонение публики компенсировалось более чем противоречивым мнением критиков.
Но время рано или поздно расставляет все на свои места. Вряд ли можно представить себе оперный театр двадцатого века без его Андре Шенье, Манрико, Радамеса или Калафа, которые для многих остались непревзойденными.
Слушать бесподобный голос этого мастера незабываемое впечатление. Исполнение им партий Гуальтьеро в «Пирате» Беллини, Полиевкта в одноименной опере Доницетти (обе вместе с Марией Каллас), Калафа в «Турандот» (с Биргит Нильсон), Рауля в «Гугенотах» Мейербера (в незабываемой постановке 1962 года в Ла Скала с участием Сазерленд, Симионато, Коссотто, Гяурова, Тоцци, Ганцаролли), Манрико и многих других вошло в историю оперного искусства. Его голос продолжает пленять (теперь уже в записях) все новые и новые поколения ценителей этого жанра.
Франко Корелли родился в 1921 году, дебютировал в 1951-ом (Сполето, партия Хозе). На фестивале «Флорентийская весна» в 1953 пел партию Анатолия Курагина в итальянской премьере «Войны и мира» Прокофьева. С 1954 в Ла Скала (дебют в партии Лициния в «Весталке» Спонтини), среди лучших ролей на этой сцене также Гуальтьеро в «Пирате» Беллини (1958), Полиевкт в одноимённой опере Доницетти (1960, в обеих постановках его партнёршей была Каллас), Рауль в «Гугенотах» Мейербера (1962). С 1957 выступал в Ковент Гардене, с 1961 в Метрополитен Опера. В том же году исполнил здесь с огромным успехом партию Калафа (вместе с Нильсон в партии Турандот) одну из лучших в своей карьере (живая запись этой выдающейся постановки осуществлена на фирме Memories).
В 1967 пел с Френи заглавную партию в «Ромео и Джульетте» Гуно (Метрополитен Опера). Особенно удачно исполнял Корелли героические партии в операх итальянского репертуара (Манрико, Калаф, Радамес, Андре Шенье в одноимённой опере Джордано и другие).