Практически вся неделя проходит в России под знаком Гоголя. 1 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения великого классика. В Петербурге в Мариинском театре в эти дни в самом разгаре фестиваль Гоголя. Инициатором проведения столь масштабной акции выступил художественный руководитель и главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев: «Этот фестиваль не хочется называть маленьким, потому что он представляет серьезное количество произведений, написанных исключительно на гоголевские темы. И таких произведений много, и произведения эти пронизаны высококачественной и музыкой и чувством театра».
Еще за 4 года до юбилея писателя в Мариинском театре прошел закрытый конкурс молодых композиторов на сочинение одноактных опер по Гоголю. Их одиннадцати представленных сочинений авторитетное жюри под председательством маэстро Гергиева выбрало 5 сочинений.
В проекте «Гоголеада», который открыл фестиваль 1 апреля, прозвучали три оперы: «Коляска» Вячеслава Круглика и «Тяжба» Светланы Нестеровой (композиторы петербургской школы, ученики Бориса Тищенко), а так же весьма оригинальная работа уральского композитора Анастасии Беспаловой (ученица Владимира Кобекина) - «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».
Примечателен тот факт, что все эти сюжеты ни разу не использовались в музыкальном театре, за исключением «Коляски». Эта опера, как известно, есть еще у Александра Холминова. Постановку трех опер на Мариинской сцене осуществили талантливые молодые режиссеры, ученики Камы Гинкаса - Антон Коваленко, Максим Кальсин и Алена Анохина. Вячечслав Круглик, автор «Коляски» считает, что каждая из этих опер найдет своего слушателя.
А вот Анастасия Беспалова в музыкальную ткань своей оперы «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» сознательно вплела цитаты из русских народных песен и даже современные танцевальные ритмы.
Анастасия Беспалова: «Гоголь настолько хорош, что он, мне кажется, в любое время современен, абсолютно созвучен с любым веком и данная постановка лишнее тому доказательство. Потому что режиссерские находки все это очень осовременили. Идея кача и драйва это моя фишка! Я хочу, что бы музыка была драйвовой».
На следующий день в концертном зале Мариинского театра зрители увидели полусценическое воплощение оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова. Интерьер сцены украсили скромные, в духе украинской жизни, декорации. Режиссером-постановщиком выступил Александр Маскалин.
А фестиваль Гоголя в Петербурге продолжится до 19 апреля. Зрителей ожидают премьера Юрия Александрова «Нос», полусценическая версия «Сорочинской ярмарки» на музыку Мусоргского, симфоническая программа, в которой прозвучит альтовый концерт Шнитке и рапсодия «Тарас Бульба». Спустя несколько дней любителей театра порадуют и другие сюрпризы: раритетные сегодня, одноактные оперы «Женитьба» Мусоргского и опера «О том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Специальным событием фестивальной программы станет концертное исполнение «Мертвых душ» Родиона Щедрина.