27 и 29 марта в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина заявлена премьера балета «Пер Гюнт», созданного по драматической поэме норвежского писателя Генрика Ибсена (1828-1906) на музыку Эдварда Грига (1843-1907).
Автор либретто, хореографии и постановщик заслуженный деятель искусств Белоруссии, лауреат Пушкинской премии Нижегородской области, режиссёр-постановщик театра Отар Дадишкилиани. Он был в числе первых хореографов (1996 г., тогда - главный балетмейстер Минского театра оперы и балета), обратившихся к музыкальной драме Г. Ибсена Э. Грига «Пер Гюнт». В партитуру спектакля войдет не только оркестровая сюита «Пер Гюнт», но и фрагменты Концерта ля минор Грига.
«Сплав фантастики и реальности. Место действия не только Норвегия, но вся Вселенная великолепный материал для балета», считает Дадишкилиани.
«Пер великий фантазёр! говорит Отар Дадишкилиани о главном герое своего балета. Но фантазии его никчёмны. Великая Кривая путь его жизни. «Быть самим собой» - назначение человека. Пер же следовал иной идее: «Доволен будь собой» (что весьма популярно сегодня)
».
Художник- постановщик главный художник театра Евгений Спекторов, известный в Нижнем Новгороде как сценограф спектаклей «Иван Сусанин», «Пламя страсти и любви», «Поэзия мечты и жизни». Дирижёр-постановщик Роман Демидов.
Драматическая поэма «Пер Гюнт», написанная в Италии в 1866 году, одно из самых известных сочинений Ибсена. Интерес к его новому произведению был столь велик, что первое издание поэмы фактически было распродано по подписке ещё до выхода книги в свет. Второй тираж был сделан через четырнадцать дней после первого. Относительно образа Пера Ибсен писал: «
Пер Гюнт реальное лицо, жившее в Гудбраннсдалене, вероятно, в конце XVIII или в начале прошлого столетия. Имя его народ в тех местах хорошо помнит, но о его подвигах известно не больше, чем можно прочесть в «Норвежских волшебных сказках» Асбьёрнсена
». Однако в этот фольклорный образ Ибсен вложил иное содержание.
Когда Ибсен решил осуществить театральную постановку «Пера Гюнта», он в письме от 23 января 1874 года обратился к Григу с просьбой написать музыку к его пьесе. Изложив композитору свою концепцию будущего музыкально-драматического спектакля, драматург затем дал композитору полную свободу в выборе номеров и составлении общего плана.
16 апреля 1875 года партитура была закончена. Первая постановка драматической поэмы состоялась 24 февраля 1876 года в Кристианийском театре.