Ни один из современных джазовых фестивалей и громких мероприятий не обходится без Человека, работавшего с Майлзом Дэвисом (Miles Davis). Летом 2007г. три вечера подряд в рамках II международного джазового фестиваля «Союз композиторов» блистали музыканты Трио легендарного Эла Фостера (Al Foster Trio). Это был первый приезд Фостера в Россию, который публика восприняла с ликованием, еще задолго до концертов невозможно было купить билет!
Эл Фостер и его квартет нашли в своем плотном гастрольном графике возможность снова приехать в Москву и единственный концерт состоится на сцене клуба «Союз Композиторов» 28 марта.
Эл Фостер великий сторонник «чистой музыки», подлинный художник, посвятивший себя сохранению и увековечиванию самых высоких стандартов в джазе. Он - превосходный всесторонний барабанщик, ритмичные биты (chops) которого прославили его во многих музыкальных стилях от бибопа и фри-джаза до джаз-рока. У нас есть шанс увидеть и услышать игру Мастера, наделённого исключительным талантом. Эл Фостер известен уникальной способностью слушать других джазменов, точно улавливая их импровизационные намерения, при этом подхватывая и отвечая уже своим тонким и харизматичным стилем игры.
Элоизиус Фостер (Aloysius Foster) родился 18 января 1944 в Ричмонде (штат Вирджиния), но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк и стала жить по соседству с западным Гарлемом. Кроха Эл постоянно барабанил по горшкам и кастрюлям, и рождественским утром 1953 года, девятилетний Фостер получил небольшую ударную установку Gretsch в качестве подарка, и с того момента он был выключен из всей окружающей его жизни - он барабанил!
Первоначально Эл находился под влиянием великих барабанщиков биг-бенда таких как, Чик Уэбб (Chick Webb) и Джо Джонс (Jo Jones), но именно версия композиции «Cherokee» Макса Роуча (Max Roach) зажгла воображение мальчика, он пленился идеей создания «музыки на барабанах»: когда традиционный ритмический фон сливается с мелодичным соло барабанов.
ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА С МАЙЛЗОМ ДЕЙВИСОМ
В 1969-м году наступил звездный час молодого Фостера. В клубе «Cellar Club», что на Манхэттене, Эл сыграл сет с басистом Эрлом Меем (Earl May). В этот вечер в клубе присутствовал Майлз Дейвис: он был поражён техникой игры 25-летнего барабанщика. Дейвис позвал безвестного Фостера к себе в качестве замены Джеку ДеДжоннету (Jack DeJohnette), который на тот момент покидал группу, и не прогадал. Фостер сыграл на всех альбомах Дейвиса, начиная с «Big Fun» и заканчивая «You're Under Arrest».
В группе Майлза Дейвиса Эл проработал с середины 1970-х по середину 1980-х, и работа эта была ознаменована близкой дружбой с Дейвисом. Фостер был тогда самым что ни на есть доверенным лицом культового музыканта. Он прошел все стадии развития группы, участвовал в создании новых стилей в джазе, словом, стал одной из знаковых фигур джазовой музыки тех лет.
Вот что о Фостере и его универсальных талантах писал в своей автобиографии Майлз Дейвис: «Эл Фостер... меня ошеломил - у него был великолепный грув, и он очень грамотно его применял. Он мог держать его бесконечно. Ближе всех мне в моем оркестре был Эл Фостер, и он пришел раньше всех. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно».
Звучание знаменитых тарелок и фирменные звуки приглушённых барабанов Эла украсили сотни записей и концертов групп Майлза Дейвиса, Сони Роллинза (Sonny Rollins) и Джо Хендерсона (Joe Henderson). В течение длинной творческой карьеры Эл Фостер также играл и записывался с такими выдающимися мировыми величинами как Джулианом Кэннанбол Эддерли (Cannonball Adderley), Телониусом Монком (Thelonious Monk), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard) и Хэрби Хэнкоком (Herbie Hancock).
Глубокое понимание грува, высочайшая техника игры, уже упомянутые интерактивные навыки, и конечно, динамичные, экспансивные (порой неистовые), но соразмеренные соло барабанов Эла Фостера обеспечили ему репутацию одного из ведущих барабанщиков поколения пост-бибопа среди музыкантов.
Эл Фостер выступает со своим квартетом (басист Даг Уэйсс (Doug Weiss), саксофонист Эли Даджибри (Eli Degibri) и клавишник Адам Бирнбаум (Adam Birnbaum), с которым он совместно выпустил альбом «Love, Peace and Jazz!»
Во время концертов Квартета Фостера исполнение Эла спонтанно и безупречно, а его лидерство едва заметно. Музыкальные отношения в группе построены исключительно на взаимной радости от импровизаций коллеги центр внимания плавно переходит от одного профессионального джазмена к другому, давая возможность публике насладиться чистым звуком каждого инструмента в отдельности и невероятной игрой.
Состав: Al Foster (ударные), Doug Weiss (бас), Eli DeGibri (саксофон), Adam Birnbaum (piano)