Иван Козловский24-го марта, день рождения Ивана Семеновича Козловского. «Русский соловей», гордость отечественного вокального искусства ХХ столетия, редкий талант – что еще можно сказать о нем? Все слова, пожалуй, и в сотой степени не отражают феномен Козловского. Паренёк из села Марьяновка Киевской губернии стал солистом Большого театра, простой крестьянский мальчик превратился в элегантного, с манерами аристократа человека, как оперный певец (тенор!) Иван Семенович смог сохранить свой уникальный голос до последних дней, а ушел он из жизни в 93 года!

Кстати, оперным тенором быть ох как нелегко! Великий Шаляпин снисходительно усмехался: «тенор – это физический недостаток», кто-то еще раньше говорил, что тенор – это не голос, а диагноз. Что-то в этом есть. Никому другому, как именно тенору, не приходится так беречься от сквозняков, так кутаться с осени по весну, лишний раз не раскрывать рот на улице. Именно так и вел себя Козловский. Зато и голос был почти всегда в форме. В свое время Наталья Шпиллер писала: «В середине 20-х годов в большом театре появилось новое имя – Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения, актерские данные – все в молодом тогда артисте изобличало ярко выраженную, редкую индивидуальность. Голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу «прорезать» большие пространства. Козловский может петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция – поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…» – вспоминала Наталья Шпиллер.

Творческую биографию Козловского можно уложить буквально в несколько строк. Родился 24 марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии, окончил вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института, в 1920 году добровольцем ушел в Красную армию, где совмещал службу с концертной работой. Потом – Харьковский оперный театр, блестящее выступление в опере «Фауст». В 1926 году имя Козловского впервые появилось на московских афишах, вскоре состоялся дебют на сцене филиала Большого театра в партии Альфреда (кстати, и Фауст, и Альфред были коронными партиями Ивана Семеновича). Дирижировавший тогда Ипполитов-Иванов сказал после спектакля: «Этот певец – многообещающее явление в искусстве». Маэстро не ошибся. Дальнейшая карьера Козловского сложилась удачно. Он спел и сыграл на оперной сцене около 50 самых разнообразных ролей, среди которых такие вершины, как Ленский и Юродивый, Берендей, граф Альмавива, Лоэнгрин, Герцог… А еще всегда были концерты, в которых он пел романсы русских композиторов, русские народные и любимые украинские народные песни… Пел он просто, естественно, глубоко и проникновенно. Его тембр был и остается всегда узнаваем.






Вернуться к списку новостей