Симфонический оркестр московской консерватории выступит под управлением своего художественного руководителя и дирижера Анатолия Левина с пианисткой Элисо Вирсаладзе 24 марта в Большом зале консерватории в рамках абонемента «Симфонические собрания». В программе – сочинения Йозефа Гайдна, В.А.Моцарта, К.М. фон Вебера, Рихарда Штрауса.


В абонементе «Симфонические собрания» Элисо Вирсаладзе предлагает антологию фортепианного концерта XVIII-XIX вв. Пианистка выбрала как известные произведения — Концерт ре мажор Гайдна и Концерт-рондо ре мажор Моцарта, — так и редко звучащие в Москве «Konzertstuck» Вебера и «Бурлеску» Штрауса.


Два классических концерта были созданы примерно в одно время: Гайдн написал свой шедевр между 1781 и 1783 годами, и в равной степени предназначал его и для клавесина, и для фортепиано. Концерт-рондо (1782) первоначально предназначался Моцартом в качестве третьей части для Концерта ре мажор (К.175). Это сочинение известно также как «любимое рондо» композитора, его особенно часто и с большим успехом сам Моцарт исполнял в различных венских академиях.

Первые наброски «Konzertstuck» Вебер сделал в 1815 году, а завершил сочинение в утро премьеры своей оперы «Вольный стрелок» 18 июня 1821 года. Это одночастное сочинение, включающее четыре контрастных по темпу и характеру раздела, в котором Вебер предвосхитил поэмные формы Листа и структуру его Первого фортепианного концерта. Кстати, Лист внимательно изучал «Konzertstuck» и даже сделал его транскрипцию для фортепиано соло.


Бурлеска, сочиненная Рихардом Штраусом в возрасте 21 года, стала одним из первых опусов, принесших известность молодому композитору. В те годы Штраус находился под сильным влиянием дирижера и пианиста Ганса фон Бюлова, большого знатока и любителя музыки Листа и Брамса. Штраус даже надеялся, что Бюлов будет солировать на премьере «Бурлески», но маститый артист отказался: «Каждый такт требует изменения положения руки, и Вы думаете, что я засяду на четыре недели, чтобы изучить эту чертовски трудную вещь?» Спустя несколько лет ее исполнил один из последних учеников Листа — Эжен Д’Альбер - и удостоился посвящения композитора.

Вернуться к списку новостей