Единственный в России фестиваль классического танца, собирающий мировых звезд - IX Международный фестиваль балета "Мариинский" открылся в Петербурге 14 марта премьерой балета "Конек-Горбунок" Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского.
Каждый год в начале весны на императорской сцене Петербурга выступают звезды мирового балетного искусства. В этом году в балетной программе фестиваля примут участие лучшие творческие силы Мариинки, среди которых: Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова, Евгения Образцова, Леонид Сарафанов, Владимир Шкляров, Михаил Лобухин. По сложившейся традиции в балетной программе выступят приглашенные солисты. Вместе с премьером Мариинки Леонидом Сарафановым в «Дон Кихоте» Минкуса станцует прима Национального балета Кубы Вингсэй Вальдес. Немало звёзд из балета Берлинской Государственной оперы. Не для кого не секрет, что уже не первый год балетом там руководит наш соотечественник Владимир Малахов. Солист Берлинского штаатс балета Михаил Канискин станцует в «Лебедином озере» с примой Мариинки Виктории Терёшкиной. Ну а сам премьер Владимир Малахов выступит на заключительном Гала-концерте 22 марта, где также участвуют солисты Американского балетного театра: Марсело Гомес и Анхель Корейя.
В программе фестиваля немало балетов легендарного Джорджа Баланчина. Балетоманам предстоит увидеть хрестоматийные «Тему с вариациями» и «Бриллианты» с Ульяной Лопаткиной, а также новую работу Игоря Зеленского «Who cares», которую мариинский экс-премьер осуществил недавно с балетной труппой Новосибирского театра. Петербуржцы увидят одну из новых работ Дианы Вишневой «Красота в движении». Это три одноактных балета, специально сочиненных хореографами Алексеем Ратманским, Мозесом Пенделтоном, Дуайтом Роденом для Дианы Вишневой. Программа уже прошла с огромным успехом в городах США и в Москве.
Следовать максималистским темпам Гергиева теперь приходится и балетной труппе Мариинского театра. Похоже, что теперь ежегодно фестиваль балета «Мариинский» будет открывать какая-либо премьера. В прошлом году это был балет «Стеклянное сердце» на музыку Цемлинского, а в этом - «Конек-Горбунок» Щедрина. В Петербург ради такого случая специально приехали сам композитор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая.
Гергиев уже давно мечтал вернуть на петербургскую сцену одно из ранних театральных сочинений Щедрина «Конек- Горбунок».
Российский маэстро сделал ставку на самого востребованного в мире хореографа Алексея Ратманского, который уже ставил в Мариинке такие спектакли, как «Поцелуй феи», «Поэму экстаза» и «Средний дуэт». Одна из последних работ Ратманского на Кировской сцене «Золушка» С.Прокофьева.
Валерий Гергиев: «Я давно являюсь поклонником этой партитуры, может быть, многие не знают, что в возрасте 25 лет я дирижировал премьерой «Конька-Горбунка». Это был новый спектакль в постановке, к сожалению, ныне покойного Дмитрия Брянцева, очень большого моего друга. Хочется верить, что судьба «Конька-Горбунка» на сцене Мариинского театра, и не только судьба премьерного спектакля, мне, почему-то верится, что через 10 и через 20 лет это событие будет приветствовать уже поколение будущих любителей, как балетного театра, так и Мариинского».
Новое прочтение «Конька-Горбунка» ещё одно переосмысление сюжета Ершова и музыки Родиона Щедрина. Ратманский увлечен этой работой, и доволен успехами солистов театра. Кстати, «Конек-Горбунок» не первый балет Щедрина, к которому обратился Ратманский. До этого хореограф ставил в Копенгагене, Вильнюсе, Хельсинки и Варшаве «Анну Каренину».
Алексей Ратманский: «Итог большой работы, огромного количества людей: артистов, педагогов, оркестра, тех, кто шил, тех, кто одевал, художник, художник по свету Премьера в театре это всегда особенное событие. Для меня это особенно вдвойне. В третий раз я уже приезжаю в Мариинский театр. Это огромное удовольствие. Музыка Щедрина, обожаемая мною Майя Михайловна. Она здесь, и участвует в предпремьерной ажитации».
В основе балета лубочный сказ об Иване-дураке, который влюбляется в Царь-девицу. Даже глупый Царь неравнодушен к заморской красавице. Все это блестяще передано средствами языка танца и пантомимы. Ратманский считает, что эпизоды пантомимы должны быть доходчивыми и музыкальными. Так в первой части зритель видит абстрактную картину полнолуния в ночном поле. Сценографию и либретто балета осуществил Максим Исаев, один из основателей петербургского Русского инженерного театра АХЕ. Авангардно само оформление: сказочный царь, правящий на зеленом троне, куб с водой, в котором утопически преображаются лица героев. Исаев мыслит метафорически. Костюмы характеризуют обыденность персонажей спектакля. Так у Царя на голове шапка в форме Спасской башни, а у бояр с Кремлём. Костюмы морских людей и цыган отражают их собственные лица, что ещё более производит комический эффект.
Сам Алексей Ратманский не впервые работает с Максимом Исаевым.
Алексей Ратманский: «Второй раз мы работали вместе, и он во многом направил мою работу, потому что эскизы, все эти костюмы и декорации всё было сделано до того, как я начал репетировать в зале, поэтому, я как бы, следовал его идеям, которые мне очень понравились изначально. Ну а музыка помогала, потому что она очень мелодична, очень ритмична, и вообще танцевальная в лучшем смысле».
В премьерных спектаклях заняты лучшие солисты театра: Виктория Терешкина и Алина Сомова (в партии Царя-девицы), Михаил Лобухин и Леонид Сарафанов (в роли Ивана-дурака), а также Андрей Иванов и Роман Скрипкин (Царь), Екатерина Кондаурова (Кобылица), Григорий Попов и Илья Петров (Конёк-Горбунок).
Композитор Родион Щедрин доволен успехом новой работы Мариинского театра.
Родион Щедрин: «Огромная радость, потому что эта премьера прошла на высочайшем уровне. Все «ингредиенты» Гергиев, Ратманский, потрясающая труппа, изумительный оркестр, замечательный театр-легенда. Я думаю, эта постановка отвечает эстетике сегодняшнего дня, и она абсолютно последовательна, убедительна, и, по-моему, замечательно воспринимается публикой, это тоже важно».
Валерий Гергиев считает нынешнюю постановку «Конька-Горбунка» ещё одним шагом удачного сотрудничества маститого хореографа с балетной труппой Мариинки.
Валерий Гергиев: «Хочется верить, что эта работа делалась, безусловно, всеми с удовольствием, и делалась не напрасно. А я считаю, напрасной работу только в том случае, если после одного, двух спектаклей спектакль перестает интересовать кого-либо, в том числе и участников. Слава богу, великолепная партитура Щедрина даёт возможность и артистам, и конечно, постановщикам сразу почувствовать атмосферу и невероятную театральность. Судьба этой постановки во многом предопределена тем, что все наши творческие контакты с Родионом Щедриным происходят в исключительно интересной высокопрофессиональной атмосфере. Мне это очень нравится, потому что сегодня искать больших профессионалов труднее, чем, скажем 30 лет назад».
Совсем скоро фестиваль балета «Мариинский» передаст эстафету новому проекту театра фестивалю к 200-летию со дня рождения Гоголя. Юбилей писателя будет широко отмечаться в начале апреля. Именно тогда состоится концертное исполнение оперы Р.Щедрина «Мертвые души».
Родион Щедрин: «Меня ждёт ещё одна радость, я надеюсь. Это дорогое для меня детище. Хотя у композитора все детища дорогие, но тем не менее. Гоголь, это именно тот писатель, который дал музыке огромное количество инспираций, вдохновений и сюжетов. Будет грех, если музыканты пройдут мимо его 200-летия».