Большой театр возвращает в свою афишу одно из самых популярных названий мирового балетного репертуара «Коппелия» Делиба.
Главная сюжетная линия этого веселого балета, как ни странно, взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, преимущественно из «Песочного человека». У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически, а в балете свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей Сванильдой, сумевшей противостоять коварному создателю куклы Коппелии, чуть было не ставшей роковой разлучницей.
«Коппелия» увидела свет рампы в 1870 году в Парижской опере (Национальной академии музыки и танца). Ее создателем стал уступивший Мариусу Петипа пост главы петербургского балета Артюр Сен-Леон хореограф, а также танцовщик-виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач. Его предметный интерес к «танцам народов мира» и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого «набора» основанных на фольклоре танцевальных мелодий. Считается, что это один из первых балетов, в котором представлены славянские мотивы.
За те 14 лет, что прошли с момента парижской премьеры до собственной постановки Петипа на сцене петербургского Большого театра, «Коппелия» вышла на сцены Брюсселя, московского Большого театра и Лондона. До конца XIX века балет был поставлен также в Нью-Йорке, Милане, Копенгагене, Мюнхене и еще раз в Петербурге, теперь уже на сцене Мариинского театра. XX век также отдал дань этому балету, предложив в том числе и очень современные прочтения и даже временами отказываясь от его комедийной стихии.
Вторую петербургскую редакцию «Коппелии» (хореография Мариуса Петипа, постановка служившего в то время в Петербурге итальянского педагога и балетмейстера Энрико Чеккетти), осуществленную в 1894 г., и возродили в Большом исследователь балета Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинского театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев.
В 2001 году премьера их реконструированной «Коппелии» состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Спектакль произвел такое сильное впечатление на театральную общественность, что на следующий год она наградила его Национальной театральной премией «Золотая маска». В 2008 году «Золотая маска» досталась и реконструированному Вихаревым спектаклю («Пробуждение Флоры», Мариинский театр), и лично балетмейстеру, чья работа была признана лучшей. В списке номинантов нынешней «Маски» вновь значится как имя Сергея Вихарева, так и название реконструированного им балета «Карнавал», московский показ которого, кстати, недавно прошел на Новой сцене Большого театра.
В новой старой «Коппелии» в Большом главные партии будут танцевать Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева (Сванильда) и Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин и Артем Овчаренко (Франц). Возрождением декораций занимался Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов.
Премьерные показы состоятся с 12 по 15 марта.
Видео на тему: