12 марта - день рождения советского и российского оперного певца, лирико-драматического тенора, педагога, народного артиста СССР, профессора Московской консерватории Зураба Лаврентьевича Соткилавы (родился в 1937 году в Сухуми).
В 1960 г. он окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. аспирантуру при Тбилисской консерватории.
Зураб Соткилава стажировался в театре «Ла Скала». Руководителями у него были Д. Барра и З. Пьяцца (19661968). Там он подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. В 1968 году получил Главный приз фестиваля «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Успех был грандиозным - они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании.
Критики неоднократно отмечали, что З. Соткилава один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З.Соткилаву своим почетным членом.
Зураб Соткилава начинал как горный инженер, маркшейдер, как футболист, чемпион Советского Союза, капитан сборной молодежной Грузии. Этим званием чемпиона Советского Союза, по собственным словам маэстро, он гордится даже больше, чем званием народного артиста Советского Союза.
Как сказал в одном из интервью Зураб Лаврентьевич, «я попал в Политехнический, но моя мать мечтала, чтобы я пошел в медицинский. Но там было слишком дорого, даже не помогало то, что ты футболист тбилисского «Динамо». Поэтому я туда не попал, а вот поступил на горный факультет, потому что он был самый спортивный из всех факультетов Политехнического института. Декан факультета всех спортсменов забирал к себе. Я сдавал на химический, вдруг в списке себя не нахожу, меня нет. Я думаю, неужели меня не взяли? Потом мне сказали: «Ты на горном факультете, тебя взял декан». Так я попал на этот факультет и защищал спортивную честь факультета » Позже профессор Тбилисской консерватории Николай Варламович Бокучава, с которым Соткилава познакомился, попросил у него билет на стадион, так как туда было трудно попасть. И Зураб организовал билеты. Через некоторое время они познакомились ближе. Бокучава водил его к себе домой, где занимались ученики Николая Варламовича. Бокучава впервые повел будущего тенора на оперу. И первая опера была «Фауст», в которой пел Огнивцев.
«Никогда не забуду, какое фантастическое впечатление он на меня произвел, - вспоминал Соткилава, - Бокучава сказал: «Может, попробуешь? У тебя есть голос». Я и попробовал».
Как вспоминал Зураб Соткилава, будучи гостем программы Святослава Бэлзы, на экзамене к нему подошел ректор и сказал после того, как Зураб спел две арии: «Ты нам послан Богом, ты знаешь, что такое сольфеджио?» Оказалось, что нет. Ректор лично водил его на экзамен. «Так я попал в консерваторию», - с улыбкой на устах заколючил Зураб Лаврентьевич.
В 19651974 гг. З. Соткилава солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили.
В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).
В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).
На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами.