4 марта день рождения Антонио Вивальди композитора, чьи произведения являются наиболее исполняемыми (наряду с сочинениями Моцарта) во всем мире. Музыка Вивальди звучит дома, по радио, телевидению, на всех концертных сценах, в машинах, в кафе, в офисах Ведь Вивальди написал так много, что, право, можно каждый день слушать по одному произведению этого итальянца, и вам этого хватит не на один год.
Сейчас даже трудно себе представить, что были времена, когда Вивальди был почти забыт. Последние два-три года жизни композитора его музыка вышла из моды и не давала сборов, а после смерти, последовавшей в Вене 28 июля 1741 года, почти канула в лету. Как всегда, помог случай. В 20-е годы ХХ века итальянский музыковед Джентиле обнаружил в Туринском университете, где преподавал музыкальную историю, 97 томов с сочинениями Вивальди. Позднее многие исследователи в разных местах находили очередную рукопись знаменитого венецианца, в 1947 году издательство Рикорди выпустило в свет полное собрание сочинений композитора, а позднее фирма Филипс осчастливила меломанов грамзаписями. И сейчас музыка Вивальди звучит повсеместно, и, как ни странно, мода на нее не проходит.
Кстати, в свое время Вивальди был очень высоко оценен великим Себастьяном он даже переложил около 20 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа, и в таком виде они весьма часто исполняются до сих пор. Жан-Жак Руссо тоже любил Вивальди и нередко с удовольствием играл на флейте кое-что из его инструментальных опусов.
Эпоха, в которую жил Антонио Вивальди, налагала на музыканту кучу обязанностей: он должен был быть певцом или инструменталистом, капельмейстером, в соответствующих случаях педагогом и репетитором, композитором, всегда готовым в короткий срок написать какое-нибудь произведение по заказу высоких особ или просто к празднику. Антонио Вивальди с невероятной скоростью «строчил» инструментальные концерты (бедные переписчики за ним едва поспевали), а за пять дней спокойно писал оперу. Причем в итальянской опере 18 века все существовало для удовольствия зрителей и слушателей. Пока публика рассаживалась, на сцену выводились второстепенные персонажи, о логике событий и мотивации поступков либреттист и композитор заботились не особенно, а вот музыка должна была быть красивой. Вивальди как раз и писал такую музыку.
Антонио Вивальди родился в 1678 году в Венеции в семье парикмахера. Прожил он не очень долгую жизнь всего 63 года, но и это удивительно, потому что Антонио родился семимесячным и со сдавленной грудью, он был так слаб, что его как можно скорее крестили. Он был первым из шести детей в своей семье и единственным, кто стал музыкантом. А вот младшие братья унаследовали от отца профессию парикмахера. Это довольно удивительно, так как Венеция в ту эпоху была очень и очень музыкальным городом.
Его первая опера появилась в 1713 году, и с тех пор он постоянно работал в этом жанре. Его жизнь протекала в Венеции, в Мантуе, снова в Венеции. В Мантуе он познакомился с оперной певицей Анной Жиро (её отец был, как и у Антонио, парикмахером), с которой он занимался вокалом и которая стала для него другом. Конечно же, она пела в операх Вивальди, пела успешно. Ну, а маэстро с удивительной скоростью продолжал сочинять, и даже в последние годы его продуктивность оставалась поразительной. «Тамерлан», «Аделаида», «Гризельда», «Джиневра, принцесса шотландская» Эти оперы при постановке имели успех, но затем были забыты и не исполнялись более двухсот лет.