2 марта день рождения Бедржиха Сметаны, классика чешской музыки. Он первый чешский композитор, которому блестяще удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем, т.е. он блестяще сделал то, что раньше до него удалось Глинке, недаром его иногда так и называют: «чешский Глинка».
Конечно же, творчество Сметаны появилось не на пустом месте. История чешской музыки богата весьма известными именами: Мича, Зеленка, Стамиц, Мысливечек, наконец, Антонин Рейха, этот «божественный чех», основатель мангеймской школы и, кстати, учитель Берлиоза, с которым Сметана был хорошо знаком Но все это был общеевропейский стиль, пусть и с легким привнесением (иногда!) национального колорита. Музыка же Сметаны это вне всякого сомнения чешская музыка. Это музыка о Чехии, ее народе, истории, героях, легендах и преданиях, о необычайной красоте и поэтичности ее природы, о красоте ее городов.
Когда-то в юности одаренный и целеустремленный Бедржих Сметана записал в своем дневнике: «Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности». Превосходные ориентиры! Композитору удалось больше: он стал Сметаной в сочинении и в мастерстве. Два его безусловных шедевра это опера «Проданная невеста» и цикл симфонических поэм «Моя родина». Самой популярной поэмой, «Влтавой», открывается ежегодный фестиваль «Пражская весна», он начинается 12 мая, в день смерти композитора.
Композитор, дирижер, пианист, педагог, критик всю свою жизнь он посвятил родному чешскому искусству. Но жизнь Сметаны была нелегка: на одной чаше весов триумфы и европейская известность, на другой не одна личная трагедия.
Сметана был 11-м ребенком в семье. Отец-пивовар и слышать не хотел о том, чтобы его сын стал музыкантом, вот экономист это другое дело! Бедржиху пришлось сначала закончить Пльзенский лицей и лишь потом заняться любимым делом. В 25 лет Сметана женился, женился удачно, но спустя несколько лет он теряет трех из четырех дочерей и жену они умирают от туберкулеза. Проходит время, и Сметана начинает глохнуть что может быть страшнее для музыканта! В 1874 году он вынужден был оставить пост дирижера оперного театра и заняться исключительно композицией. Последний год жизни композитора был омрачен прогрессирующей депрессией, как тогда говорили, «черной меланхолией»; он был помещен в лечебницу, где и скончался 12 мая 1884 года. Ему было 60 лет.