Александр Великанов20 февраля специально для студентов Московского Архитектурного Института была организована экскурсия по Детскому музыкальному театру имени Натальи Сац, которую провел один из архитекторов театра – Александр Александрович Великанов.

 

Александр Великанов – знаменитый и талантливый московский архитектор, который принимал участие в ряде крупных театральных проектов, среди которых, помимо театра Натальи Сац, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и большой концертно-театральный комплекс в городе Ханты-Мансийск.

Специалист в своей области, Александр Александрович представил интереснейший и подробный рассказ об оборотной стороне становления музыкального театра. Это, конечно, был разговор на известную тему о том, что «театр начинается с архитектора».  Причем, в данном случае театр Натальи Сац был скорее примером для объяснения самого принципа.

Впрочем, пример этот крайне удачный и занимательный… В свое время Московский государственный академический детский музыкальный театр Натальи Сац стал первым в мире музыкальным театром для детей. Высокое музыкальное искусство – опера, балет, симфония – здесь всегда было адресовано юным зрителм. Уникальное здание было построено в 1979 году по индивидуальному проекту архитекторов Александра Великанова и Владилена Красильникова. Главным консультантом всей концепции была сама Наталья Сац. В комплекс здания также входят работы известных скульпторов и художников. А в 1981 году работа создателей театра была удостоена Государственной премии.

Экскурсия охватывала архитектурные особенности всего пространства театра – зрительного, сценического, закулисья. Для своего времени тут было много новаторства. Но обо всем по порядку…

При входе в театр каждый человек попадает в невероятно просторный вестибюль – тут много света и пространства, и надо долго идти вперед, чтобы попасть в буфет и фойе. И если не соблазниться и не свернуть в буфет, где сейчас своеобразный зимний сад, то выходишь к ажурной ротонде, где на втором уровне располагается одна из самых очаровательных частей здания. Как рассказал Александр Великанов - это «зал для бесед о музыке и театре». Здесь - в самом центре этой беседки – расположился вольер с живыми птицами. Идея принадлежит самой Наталье Сац, которая была убеждена в том, что «музыка произошла от пения птиц». Действительно, несмолкаемые трели самых разных птичек создают совершенно чарующий эффект.

Но есть у этой беседки и иная функция – архитектурная. Это многосветное (то есть объединяющее несколько этажей, прим. ред.) вытянутое вверх пространство является важной частью фасада, который зрительно уравновешивает все верхние объемы здания.

Спустившись вниз, попадаем в главное фойе перед зрительным залом. Здесь как и в вестибюле необычайно много пространства, которое активно заполнено интерьерным декором: тут и фотографии молодой Натальи Сац, и различные скульптурные композиции, и выставка костюмов. Если пройти вдоль фойе, миновав вход в зрительный зал, то попадаешь, пожалуй, в самую маленькую комнату, расписанную палехскими мастерами. Её так и называют палехской шкатулкой или музыкальной шкатулкой. Ведь темы росписи – это сюжеты известных музыкальных сказок. На панно сцены из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова, «Волшебной флейты» В.-А. Моцарта, «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.

Сам Александр Великанов не считает эту комнату удачной в стилевом отношении. «Истинный художник не должен уметь рисовать», – смеется он.

Но вот, наконец, зритель попадает в самое притягательное место театра - зрительный зал. Тут то и начинается история театра изнутри. Ведь самое важное в музыкальном театре – это качество звучания, которое целиком зависит от акустики, которая, в свою очередь, рассчитывается специалистами и проектируется архитекторами.  

Зал музыкального театра Натальи Сац рассчитан на 1200 мест. Его помещение расположено под углом 45 градусов по отношению к основным осям всего здания. Это делалось для того, чтобы зрительно уменьшить столь большой зал.

Особенностью этого зала является трехпортальная или трехчастная сцена (главный вход и два боковых). В свое время это было новшеством – Великанов и Красильников были одними из первых архитекторов, которые придумали трехчастную сцену.

Акустика в зале по классическим традициям – естественная. Сам Ростропович отмечал качество акустики этого зрительного зала. Проект был разработан специалистами, и архитекторы практически ничего в нем не меняли. Каждая деталь интерьера тут не случайна.  Это и балконы, сделанные в виде «гребенки», которые таким образом поглощают ненужное эхо, и специальные «пузыри» над сценой для лучшего отражения звука. Особенно интересно решение потолка – архитекторы спроектировали его по принципам XIX века. Весь потолок – деревянный. Сверху на дерево набита рогожа, поверх неё – дранка. А снаружи все заштукатурено. В результате, как говорит Александр Великанов, получилась «совершенно идеальная дека» (то есть хорошее  отражение звука).

Что касается света в зале, так тут все внимание привлекают люстры – всего их три. При первом взгляде кажется, что их подвески сделаны из хрусталя. Однако это даже не стекло, а всего-навсего скрученные алюминиевые завитки. Когда включается свет, начинается изумительная игра отражений, и простой зритель едва ли догадается что над ним алюминиевая люстра.

Выносной софит – театральный свет, который освещает сцену из зала сверху и спереди, соединяет две боковые осветительные ложи.

Оркестровая яма тут тоже имеет свои особенности. Она состоит из двух половинок – передней и задней. Изначально это задумывалось для того, чтобы приподнимать ближнюю к зрителям половинку, так, чтобы они могли видеть оркестр. Однако на практике идея не получилась. Зато особенностью почти всех спектаклей театра Натальи Сац стало то, что оркестр неожиданно появляется в антракте, вызывая восторг юных зрителей.

Закулисная или актерская часть – это декорации, мастерские, гримерные, костюмерные, артистические комнаты, танцевальные и музыкальные залы. Тут главный критерий – функциональность и удобная связь со сценическим пространством. За их стенами скрывается непосредственная подготовка спектакля, который лишь на сцене обретает единство с музыкой.

Вот, что такое музыкальный театр, сколько нюансов и сложностей следует предусмотреть до того как начнется действие. Однако связующим звеном по-прежнему остается творчество. Вот почему особенно изумительной и одновременно верной кажется фраза Александра Великанова, обращенная к студентам: «Когда проектируете театр, не надо всех слушать»! 

Материал подготовила корреспондент интернет-редакции радио "Орфей" Мария Юрченко

 

>> Галерея - "Детский музыкальный театр им. Натальи Сац"

Вернуться к списку новостей