В этом году 21 марта исполняется 120 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского эстрадного кумира первой половины XX века, выдающегося российского певца, артиста, поэта, композитора, киноактера. Его творчество - это шедевр эпохи Русского Декаданса, которым ознаменовалось почти все искусство Серебряного века. Его мастерство достигало виртуозности. Его назвали "Шаляпиным эстрады", "сказителем русской сцены".
Несмотря на свою краткую карьеру (менее четырёх лет) и долгое отсутствие в стране Вертинский не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады. Яркость сценического образа «субтильного Пьеро» привела к появлению большого количества поклонников и подражателей Вертинского. В то или иное время его песни звучали в исполнении самых разных артистов и певцов. Сегодня этот образ по-прежнему не утратил интереса, более того, он раскрывается в совершенно новых гранях современных исполнителей, представителей рок-сцены и авангардной музыки.
В юбилейный год 120-летия мастера российские рок-исполнители Александр Скляр и Глеб Самойлов при участии струнного «Романтик-квартета» представят на разных московских арт-площадках программу «Ракель Меллер Прощальный ужин», посвященную Вертинскому. Все действие это, своего рода, камерный театрально-музыкальный перформанс, насквозь пронизанный духом и образом Вертинского. Но в то же время это совершенно новый Вертинский тонкая стилизация творчества великого русского шансонье. «Аутентичный ретро-авангард», как говорят сами исполнители.
Действительно, современное здесь изящно гармонирует с классикой. Выступлению певцов отечественной рок-сцены вторит академический струнный «Романтик-квартет». При этом основным музыкальным сопровождением остается неизменный аккомпанемент самого маэстро рояль. А между песнями то надломленного, то экспрессивного Вертинского возникает образ самой Ракель Меллер в исполнении оперной певицы Алеси Маньковской (из проекта «Опера механика»).
Впервые программа была показана 1 декабря 2005 года в концертном зале ЦДХ. С того времени представление было исполнено на различных площадках столицы и ряда городов России, Украины и Белоруссии. На этот раз в качестве музыкальной сцены артисты выбрали камерный арт-клуб «PodМосковье». Программа насчитывает более 20 песен Вертинского, среди которых «Белый пароходик», «Джонни», «Бразильский крейсер», «Желтый ангел», «Баллада о короле» и многие другие.
Образ Вертинского стилизован с необычайной бережностью. Он здесь повсюду и везде этот образ разный. Взять хотя бы во внимание тот факт, что Глеб Самойлов и Александр Скляр представляют каждый своего Вертинского. Это проявляется и в репертуаре выбранных песен, и в манере исполнения. Но не только музыка создает здесь атмосферу. Внешний облик всего концерта делает образ законченным: костюмы каждого из участников, декорации, свет, антураж
Говорить о «Прощальном ужине» можно очень и очень долго, но лучше один раз увидеть, хотя бы потому, что это стоит оценить.
Юрченко Мария, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"