9 февраля в 19.00 мск радио "Орфей" представляет оперу Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», по мотивам романа Ф.М.Достоевского.
Композитор Эдуард Артемьев (р.1937) выпускник Московской государственной консерватории (композиция, класс Ю.А.Шапорина), признанный лидер российской электронной музыки, автор музыки к фильмам А.Тарковского, А.Кончаловского, Н.Михалкова... Эдуард Артемьев всегда стремится преодолеть, казалось бы, безграничные горизонты академической музыки. Жгучий интерес к искусству «по ту сторону» концертных залов консерватории приводит его к поиску новой музыкальной лексики, новых способов и форм выражения себя как композитора. Главную задачу эстетики авангарда проблему новизны Эдуард Артемьев решает для себя, взрывая сами «основы» музыки: творческий эксперимент композитора всегда направлен, прежде всего, на звук как таковой. Неустанный поиск нового тембра, звука, краски приводит композитора к обретению иной музыкальной энергии, которая, буквально, взрывается в каждом новом сочинении Эдуарда Артемьева.
Работа над оперой «Преступление и наказание» продолжалась около 30 лет! Сценическая биография оперы пока не начата: музыка Э.Артемьева еще только ждет своей премьеры на театральной сцене (состоялась лишь презентация двойного CD в конце октября 2007 года с записью всего произведения). И потому исполнение оперы Э.Артемьева «Преступление и наказание» в эфире радио «Орфей», 9 февраля в 19:00, - это первое столь открытое и масштабное появление нового сочинения композитора в российской музыкальной действительности.
Эдуард Артемьев
Опера «Преступление и наказание» не является слепым и покорным следованием канве повествования романа Ф.Достоевского. Это, прежде всего, его переосмысление с позиций современного человека начала 21 века. Факт убийства, некогда совершенного Родионом Раскольниковым, стал для Э.Артемьева импульсом к серьезным размышлениям в форме гротеска на извечные темы морали, добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти.
Манеру, в которой написана опера «Преступление и наказание», композитор называет полистилистической. Раскольникова он сделал рок-музыкантом "с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером", а Свидригайлова - "эстрадным" исполнителем. Однако такое «осовременивание» - лишь внешняя сторона авторского замысла, в значительной степени следующая общемировым тенденциям в области музыкально-театрального искусства. Э.Артемьева не заботят ни заигрывание с прошлым, ни поиск компромисса между прошлым и настоящим. «Преступление и наказание» Э.Артемьева - это глубоко личный взгляд автора на наше культурное наследие с позиций стилистической вседозволенности XXI столетия.
Опера «Преступление и наказание»
Композитор: Эдуард Артемьев
Оригинальная идея: Андрей Кончаловский
Либретто: Андрей Кончаловский
Марк Розовский
Юрий Ряшенцев
Стихи: Юрий Ряшенцев
Исполнители:
Родион Раскольников Владимир Ябчаник
Соня Наталья Сидорцова
Господин Александр Маракулин
Порфирий Петрович Юрий Мазихин
Мармеладов Петр Маркин
Жена Мармеладова Ольга Веселова
Старуха-процентщица з.а. России Галина Борисова
Мать Раскольникова Светлана Белоклокова
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Художественный руководитель и дирижер Сергей Скрипка
Хор Академии хорового искусства
Художественный руководитель и дирижер Виктор Попов
Ансамбль народного пения «Первый цвет»
Художественный руководитель Анатолий Бардин
Цыганский ансамбль «Розы на снегу»
Художественный руководитель Ляля Шишкова
Вокальная группа A’cappella ExpreSSS
Художественный руководитель Андрей Туник
Ансамбль ударных инструментов
Художественный руководитель Марк Пекарский