20 февраля специально для студентов Московского Архитектурного Института была организована экскурсия по детскому музыкальному театру имени Натальи Сац, которую провел один из архитекторов театра Великанов Александр Александрович.
Александр Великанов знаменитый и талантливый московский архитектор, который принимал участие в ряде крупных театральных проектов, среди которых, помимо театра Натальи Сац, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и большой концертно-театральный комплекс в городе Ханты-Мансийск.
Специалист в своей области, Александр Александрович, представил интереснейший и подробный рассказ об оборотной стороне становления музыкального театра. Это, конечно, был разговор на известную тему о том, что «театр начинается с архитектора». Причем, театр Натальи Сац был, тут, просто примером для объяснения самого принципа.
Впрочем, пример этот крайне удачный и занимательный В свое время Московский государственный академический детский музыкальный театр Натальи Сац стал первым в мире музыкальным театром для детей. Высокое музыкальное искусство здесь опера, балет, симфония адресовано юным. Уникальное здание было построено в 1979 году по индивидуальному проекту архитекторов: Александра Великанова и Владилена Красильникова. Главным консультантом всей концепции была сама Наталья Сац. В комплекс здания входят работы известных скульпторов и художников. А в 1981 году работа создателей театра была удостоена Государственной премии.
Экскурсия охватывала архитектурные особенности всего пространства театра зрительного, сценического, закулисья. Для своего времени тут было много новаторства. Но, обо всем по порядку
При входе в театр каждый человек попадает в невероятно просторный вестибюль тут много света и пространства, и надо долго идти вперед, что бы попасть в буфет и фойе. И если не соблазниться и не свернуть в буфет, где сейчас своеобразный зимний сад, то выходишь к ажурной ротонде, где на втором уровне располагается одна из самых очаровательных частей здания. Как рассказал Александр Великанов - это зал для бесед о музыке и театре. Здесь - в самом центре этой беседки расположился вольер с живыми птицами. Идея принадлежит самой Наталье Сац, которая была убеждена в том, что «музыка произошла от пения птиц». Действительно, несмолкаемые трели самых разных птичек, тут, создают совершенно чарующий эффект.
Но есть у этой беседки и иная функция архитектурная. Это многосветное (то есть объединяющее несколько этажей, прим. редакции) вытянутое вверх пространство является важной частью фасада, который зрительно уравновешивает все верхние объемы здания.
Спустившись вниз, попадаем в главное фойе перед зрительным залом. Здесь, как и вестибюле, необычайно много пространства, которое активно заполнено интерьерным декором: тут и фотографии молодой Натальи Сац, и различные скульптурные композиции, и выставка костюмов. Если пройти фойе вдоль, минув вход в зрительный зал, то попадаешь, пожалуй, в самую маленькую комнату, расписанную палехскими мастерами. Её так и называют палехской шкатулкой или музыкальной шкатулкой. Ведь темы росписи это сюжеты известных музыкальных сказок.
На панно сцены из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова, «Волшебной флейты» В.-А. Моцарта, «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.
Сам Александр Великанов не считает эту комнату удачной в стилевом отношении. «Истинный художник не должен уметь рисовать», смеется он.
Но вот, наконец, зритель попадает в самое притягательное место театра - зрительный зал. Тут то и начинается история театра изнутри. Ведь самое важное в музыкальном театре это качество звучания, которое целиком зависит от акустики, которая, в свою очередь, рассчитывается специалистами и проектируется архитекторами.
Зал музыкального театра Натальи Сац рассчитан на 1200 мест. Его помещение расположено под углом 45 градусов по отношению к основным осям всего здания. Это делалось для того, что бы зрительно уменьшить столь большой зал.
Особенностью этого зала является трехпортальная или трехчастная сцена (главный вход и два боковых). В свое время это было новшеством Великанов и Красильников были одними из первых архитекторов, которые придумали трехчастную сцену.
Акустика в зале, по классическим традициям естественная. Сам Ростропович отмечал качество акустики этого зрительного зала. Проект был разработан специалистами, и архитекторы практически ничего в нем не меняли. Каждая деталь интерьера тут не случайна. Это и балконы, сделанные в виде «гребенки», которые таким образом поглощают ненужное эхо, и специальные «пузыри» над сценой для лучшего отражения звука. Особенно интересно решение потолка архитекторы спроектировали его по принципам XIX века. Весь потолок деревянный. Сверху на дерево набита рогожа, поверх неё дранка. А снаружи все заштукатурено. В результате, как говорит Александр Великанов, получилась «совершенно идеальная дека» (то есть хорошее отражение звука).
Что касается, света в зале, так тут все внимание привлекают люстры всего их три. При первом взгляде кажется, что их подвески сделаны из хрусталя. Однако это даже не стекло, а всего-навсего алюминий - скрученные алюминиевые завитки. Когда включается свет начинается изумительная игра отражений, и простой зритель едва ли догадается что над ним алюминиевая люстра.
Выносной софит театральный свет, который освещает сцену из зала сверху и спереди, соединяет две боковые осветительные ложи.
Оркестровая яма тут тоже имеет свои особенности. Она состоит из двух половинок передней и задней. Изначально это задумывалось для того, что бы приподнимать ближнюю к зрителям половинку, так что бы они могли видеть оркестр. Однако на практике идея не получилась. Зато особенностью почти всех спектаклей театра Натальи Сац стало то, что оркестр неожиданно появляется в антракте, вызывая восторг юных зрителей.
Закулисная или актерская часть это декорации, мастерские, гримерные, костюмерные, артистические комнаты, танцевальные и музыкальные залы. Тут главный критерий функциональность и удобная связь со сценическим пространством. За их стенами скрывается непосредственная подготовка спектакля, который лишь на сцене обретает единство с музыкой.
Вот что такое музыкальный театр, сколько нюансов и сложностей следует предусмотреть до того как начнется действие. Однако связующим звеном по-прежнему остается творчество. Вот почему особенно изумительной и одновременно верной кажется фраза Александра Великанова, обращенная к студентам: «Когда проектируете театр не надо всех слушать»!
Юрченко Мария
Перейти в галерею "Детский музыкальный театр им. Натальи Сац"