17 февраля - день рождения замечательного итальянского композитора Арканджело Корелли. Современники называли его «Колумбом в музыке», по его произведениям изучали скрипичный стиль, молодые композиторы мечтали стать равными Корелли.

 

Он родился недалеко от Болоньи в 1653-м году. В XVIII веке, как и сейчас, Болонью окружали тучные поля и прославленные виноградники, - ни один город Италии не мог сравниться с ней по изобилию яств, не случайно итальянцы называли ее «жирная Болонья». Но у этого города есть еще одно прозвище – «учёная». В эпоху барокко слава «учёной Болоньи» в Италии уступала только славе Рима.

 

В начале XVII века в Италии появился новый жанр – опера. Флоренция, Венеция, Рим и Неаполь безудержно отдавались музыкальным зрелищам. В Болонье же в первую очередь занимались инструментальной музыкой, гордостью города была скрипичная школа. Корелли получил образование именно здесь и долгое время, подписывая свои сочинения, указывал не только фамилию, но и прозвище – «болонец». Однако юного музыканта не мог не привлекать «вечный город» - великий Рим, оплот католичества и царство карнавала.

 

Рим, город элитарный, не мог от души наслаждаться светскими удовольствиями. «Вечный город» словно ждал появления своей Прекрасной Дамы. Ею стала Кристина Шведская – особа, которую называли «совершенно необыкновенной во всем». Она должна была стать королевой Швеции – но она ненавидела свою страну. Ее воспитывала мать, ярая протестантка, проводившая время в комнатах с чёрными шторами, при свечах. А Кристине хотелось развлекаться. Она тайно приняла католичество, и устремилась в Рим, отказавшись от шведского престола. Говорили, что в этой женщине великолепное образование и тонкий художественный вкус сочетались с манерами арлекина. Она могла резко засмеяться в церкви, сказать что-нибудь слишком откровенное, надеть цветной камзол мужского покроя. В то же время она знала семь языков и была прекрасной собеседницей. Кристина легко нашла себе множество друзей в Риме, спешно построила новый оперный театр, ввела в моду учёные собрания и окружила себя лучшими музыкантами. В их числе, конечно, оказался Арканджело Корелли, который с тех пор и до конца своей жизни оставался капельмейстером и скрипачом в этом городе. Он дружил с певцами и оперными композиторами, но так никогда и не написал оперы. Кроме музыки он занимался тем, что собирал картины и музыкальные инструменты. Гендель рассказывал, что обычно Корелли носил темное манто, ходил всегда пешком и протестовал, если ему предлагали коляску. Смерть знаменитого музыканта, по словам современника «опечалила Рим и мир».

Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

 

Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Вернуться к списку новостей