17 февраля - день рождения замечательного итальянского композитора Арканджело Корелли. Современники называли его «Колумбом в музыке», по его произведениям изучали скрипичный стиль, молодые композиторы мечтали стать равными Корелли.
Он родился недалеко от Болоньи в 1653-м году. В XVIII веке, как и сейчас, Болонью окружали тучные поля и прославленные виноградники, - ни один город Италии не мог сравниться с ней по изобилию яств, не случайно итальянцы называли ее «жирная Болонья». Но у этого города есть еще одно прозвище «учёная». В эпоху барокко слава «учёной Болоньи» в Италии уступала только славе Рима.
В начале XVII века в Италии появился новый жанр опера. Флоренция, Венеция, Рим и Неаполь безудержно отдавались музыкальным зрелищам. В Болонье же в первую очередь занимались инструментальной музыкой, гордостью города была скрипичная школа. Корелли получил образование именно здесь и долгое время, подписывая свои сочинения, указывал не только фамилию, но и прозвище «болонец». Однако юного музыканта не мог не привлекать «вечный город» - великий Рим, оплот католичества и царство карнавала.
Рим, город элитарный, не мог от души наслаждаться светскими удовольствиями. «Вечный город» словно ждал появления своей Прекрасной Дамы. Ею стала Кристина Шведская особа, которую называли «совершенно необыкновенной во всем». Она должна была стать королевой Швеции но она ненавидела свою страну. Ее воспитывала мать, ярая протестантка, проводившая время в комнатах с чёрными шторами, при свечах. А Кристине хотелось развлекаться. Она тайно приняла католичество, и устремилась в Рим, отказавшись от шведского престола. Говорили, что в этой женщине великолепное образование и тонкий художественный вкус сочетались с манерами арлекина. Она могла резко засмеяться в церкви, сказать что-нибудь слишком откровенное, надеть цветной камзол мужского покроя. В то же время она знала семь языков и была прекрасной собеседницей. Кристина легко нашла себе множество друзей в Риме, спешно построила новый оперный театр, ввела в моду учёные собрания и окружила себя лучшими музыкантами. В их числе, конечно, оказался Арканджело Корелли, который с тех пор и до конца своей жизни оставался капельмейстером и скрипачом в этом городе. Он дружил с певцами и оперными композиторами, но так никогда и не написал оперы. Кроме музыки он занимался тем, что собирал картины и музыкальные инструменты. Гендель рассказывал, что обычно Корелли носил темное манто, ходил всегда пешком и протестовал, если ему предлагали коляску. Смерть знаменитого музыканта, по словам современника «опечалила Рим и мир».
Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.
Творческое наследие Корелли заключено в шести опусах: четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.