13 и 16 февраля в Мариинском театре состоится премьера оперы Моцарта «Идоменей». Это одна из первых опер зрелого Моцарта, которую композитор сочинил в 24 года по заказу баварского и пфальцского курфюрста Карла Теодора. В Петербурге эта опера никогда не ставилась. Впервые за свою 225-летнюю историю Мариинский театр обращается к этому изящному шедевру Моцарта.
«Еще ни одна музыка не производила на меня такого впечатления; эта музыка magnifique (фр. великолепна)», - эти слова мюнхенского курфюстра Карла Теодора, сказанные им после репетиции оперы «Идоменей», Вольфганг Амадей Моцарт цитировал в письме к своему отцу.
В качестве сюжета было взято основанное на древнегреческом мифе либретто французского драматурга Антуана Даншэ. Это история о царе Крита Идоменее, который, возвращаясь домой после Троянской войны, попал в бурю и дал обет Посейдону, что в случае спасения он принесет в жертву первого встречного. Первым, кого он встретил, оказался его собственный сын Идамант.
«Идоменей» в Мариинке - далеко не первый опыт работы немецкого режиссёра Михаэля Штурмингера с операми Моцарта прежде он уже ставил «Похищение из Сераля» (театр Висбадена, 1996), «Так поступают все» (Клагенфуртский театр, 2004), «Сон Сципиона» (ко-продукция Клагенфуртского театра и Зальцбургского фестиваля, 2006), «Милосердие Тита» (опера Граца, 2007). Кроме этого Михаэль Шутрмингер сотрудничал со многими оперными театрами Европы.
Сам режиссер Михаэль Штурмингер искренне верит в счастливую сценическую судьбу своего очередного спектакля: «Конечно, на первый взгляд постановка достаточно нетрадиционна, и мы хотели бы адресовать ее молодежи. Но думаю, что она должна «сработать» на всю публику. Потому что не так важно современны ли костюмы или нет, мы хотели рассказать историю, исходя из музыки и преломив ее сквозь призму современности.
«Идоменей» не ставился в России уже на протяжении многих лет. Я надеюсь, мы представим эту оперу в постановке, легко доступной для понимания, ведь конфликты, отраженные в этом произведении, до сих пор существуют. В этой опере мы видим людей подобных нам самим. В нашей реальной жизни офицеры возвращаются с войны, они видят, что вокруг продолжается жизнь, идут другие войны, а их кошмары и совесть возвращаются вместе с ними, преследуют их».
Музыкальный руководитель и дирижер постановки Валерий Гергиев;
Дирижер Павел Смелков; режиссер-постановщик Михаэль Штурмингер;
Художники-постановщики Ренате Мартин и Андреас Донхаузер;
Литературный консультант Дерек Вебер; художник по свету Курт Шёне;
Художник-видеографик Фриц Фицке; музыкальный консультант и
Концертмейстер Кристиан Кох; ответственный концертмейстер Наталья Мордашова.
Виктор Александров