Сегодня 9 февраля день рождения Альбана Берга, австрийского композитора, прожившего всего 50 лет, родившегося и умершего в Вене. Его жизнь была довольно регламентирована: зимой он жил в Вене, зарабатывая уроками композиции, летом в австрийских Альпах, занимаясь сочинением. Берг не сразу стал тем Бергом, которого знала вся Европа, опера «Воццек» которого до конца 1936-го года была с успехом поставлена в 36 городах на немецком, чешском, русском и французском языках. В начале своего пути, когда ему было всего 19 лет, он, не обладая профессиональным музыкальным образованием, стал учеником Арнольда Шёнберга и одновременно поступил на службу в Венский муниципалитет, чтобы как-то обеспечить свое существование. Чиновником он был не особенно аккуратным, зато дома в его комнате висели портреты Бетховена, Малера, Ибсена и стояла статуэтка Брамса. Через 4 года увлеченных занятий музыкой на свет появилось одно из первых сочинений Берга соната для фортепиано ор.1 си минор, пока еще во вполне определенной тональности си миноре, исполненная мрачного лиризма и в чем-то вызывающая романтические ассоциации. Соната эта единственная у Берга. В наше время ее играют не часто, впрочем, на некоторых международных конкурсах некоторые участники исполняют ее довольно охотно.
В разговоре с Теодором Адорно Берг сказал: «когда я сочиняю, я чувствую себя Бетховеном, только впоследствии я понимаю, что в лучшем случае я всего лишь Бизе». Широкую известность Бергу принесла опера «Воццек». До конца 1936 года «Воццек» был поставлен в 29 городах 166 раз на немецком, чешском, русском и французском языках. Вторая опера «Лулу» написана по мотивам пьес Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры», она не завершена, фрагмент был поставлен в 1937 году (закончил оперу в 1979-ом Ф. Черха).
Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и многих других.