22 - 24 января в канун дня рождения великого классика как отзвук знаменитой зальцбургской «Недели Моцарта» в Москве проходил Первый международный музыкальный фестиваль «Дни Моцарта в Москве». На закрытии фестиваля побывала корреспондент интернет-редакции радио «Орфей» Мария Юрченко.
Заключительный концерт в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории прошел с большим успехом. Зал был переполнен - ни одного свободного места. Зрители располагались даже на подоконниках! Абсолютный восторг публики, несколько вызовов на поклоны в каждом отделении и постоянные возгласы «Браво»! Всё было непринужденно и легко, и даже при таком аншлаге и количестве зрителей, превосходящем возможности зала, всем было удивительно комфортно.
Молодые исполнители, молодая аудитория, молодые организаторы. Атмосфера в Рахманиновском зале была особенная
Прозвучали фрагменты из известнейших опер композитора «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Сдержанная по манере исполнения обладательница лирического сопрано Людмила Кафтайкина выступала на контрасте с необыкновенно харизматичным, улыбчивым и виртуозным Ильей Кузьминым.
Нельзя недооценить и необычайно органичную работу дирижера Ильи Гайсина и симфонического оркестра «DSCH». Мастерство коллектива можно было прочувствовать не только на слух, но и визуально.
Пожалуй, главное, что очаровало публику и сделало этот вечер столь приятным, - это была искренняя музыкальная отдача молодых исполнителей, желающих дарить свой талант слушателю. Подтверждением тому стал неожиданный музыкальный подарок от Ильи Гайсина и оркестра «DSCH» в самом конце вечера. Когда Симфония № 41 была уже окончена и исполнители уже несколько раз вышли на поклон, когда уже включили свет, смолкли аплодисменты и зрители медленно стали расходиться из зала, тогда вдруг заиграла «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
Фестиваль «Дни Моцарта в Москве» можно назвать безусловным успехом для всех, кто в нем участвовал. По словам художественного руководителя фестиваля Никиты Лебедева, посещаемость превзошла все ожидания. «Курс фестиваля был выбран правильно, и в последующем хочется сохранить его ориентацию на молодых исполнителей, которые полны энергии, вдохновения и способны этим заряжать публику», - поделился своими мыслями Никита.
Что касается будущего фестиваля, то единственное, о чём можно говорить с уверенностью, это желание организаторов сделать фестиваль постоянным, «что бы люди могли ежегодно слышать и познавать творчество Моцарта во всей его полноте». Впрочем, следующий фестиваль уже запланирован на 2010 год.
Никита Лебедев художественный руководитель фестиваля, главный идейный вдохновитель, лауреат международных конкурсов. При всем при этом он необычайно красивый, кроткий и приятный молодой человек. А главное, человек открытый, открытый творчеству, публике, общению, талантливым людям
Каковы ваши впечатления от фестиваля? Наверняка, его можно назвать удачным?
Да, фестиваль действительно можно назвать удачным. Что касается посещаемости, то результат - «лучше не бывает». Публика превзошла все наши ожидания. Ведь нет ничего более приятного для художественного руководителя, чем видеть на кассах табличку, сообщающую о том, что все билеты проданы.
В программе не было ни одного номера, который хоть как-то отпустил мой интерес. Фестиваль задумывался для всех, для людей любого возраста и профессиональной подготовки, а не только для определенного круга интеллигентов и ценителей музыки.
Более того фестиваль прошёл на очень высоком уровне, и в этом плане его тоже можно назвать успешным. Другое дело, что это первый фестиваль в Москве, и в будущем, когда спадет вся эта первичная эйфория, безусловно, появится то, что необходимо будет исправить или как-то улучшить. Но пока у меня в голове звучит Фуга из симфонии 41, и я не хочу думать о том, что будет дальше.
Как пришла идея организовать фестиваль, посвящённый Моцарту?
Не было так, что бы я вдруг однажды утром проснулся и подумал: «Вот, надо сделать трехдневный фестиваль «Дни Моцарта» в Москве»! Это, конечно, пришло с течением времени. Захотелось попробовать свои силы организации музыкального фестиваля именно в Москве (до этого у Никиты был опыт проведения музыкальных фестивалей, но в его родном городе Троицке. прим.редакции). Появилось желание сделать нечто интересное для широкого круга людей. При этом, чтобы это не выглядело как желание кому-то угодить. Точнее, целью было показать людям, что музыка это удовольствие. Даже Счастье
Каким вы видите будущее фестиваля?
В целом, хочется сделать этот фестиваль постоянным. Чтобы люди могли ежегодно слышать и познавать творчество Моцарта во всей его полноте, а не раз в три года. Курс фестиваля был выбран правильно и в последующем хочется сохранить его ориентацию на молодых исполнителей и молодую аудиторию. Молодые исполнители полны энергии и вдохновения, они готовы делать нечто новое и интересное и заражать этим публику.