Радио "Орфей". Интервью Михаила Фихтенгольца и Эда Лайона.
23 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского к 200-летию со дня смерти Йозефа Гайдна Московская филармония совместно с Новосибирским театром оперы и балета представляет редко звучащую в России оперу великого композитора «Орфей и Эвридика, или Душа философа». 20 января концертная версия оперы была представлена в Новосибирске. Эта опера имеет странную сценическую судьбу: при жизни Гайдна она не была исполнена, и впервые увидела свет рампы лишь в 1951 году. По словам Михаила Фихтенгольца (директора этого концерта), «исполнить эту оперу идея, которая лежала на поверхности, к вопросу «что исполнить к 200-летию Гайдна» гениального композитора и во многом, как мне кажется, недооцененного. Я думаю, его ценят меньше, нежели Моцарта, и он как бы в тени Бетховена.
Опера Гайдна это уже само по себе звучит загадочно. В данном случае «Орфей и Эвридика» привлекательный, знаковый сюжет для истории оперы. Привлекательна и сама судьба этого произведения, которое Гайдн написал в 1791 году для Лондона, и которая так и не была поставлена при его жизни, она увидела свет рампы больше чем 150 лет спустя, благодаря стараниям Марии Каллас. Исполнить это в Москве казалось очень заманчивым, и сразу же появились исполнители. Теодор Курентзис замечательно играет музыку этого периода, сразу же подключился Новосибирск и мы решили сделать это co-продукцией. Симона Кермес выдающееся сопрано, которая несколько раз бывала в Москве, и она великолепно поет партию Эвридики. Партия Орфея исключительный британский тенор Эд Лайон. Таким образом получилась замечательная команда».
Эд Лайон: «С одной стороны это мой дебют, с другой нет, т.к. я пел партию Орфея в другой опере Гайдна «Лунный мир». Но партию Орфея именно в этой опере пою впервые, я выучил её специально для России. Это уже не первое мое обращение к роли Орфея: я пел в постановке «Орфея» Монтеверди, затем пел фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка, теперь это мой третий Орфей, так что можно сказать, что я уже сжился с этим образом. Постановка в Новосибирске это было замечательное время. Теодор Курентзис дирижер с очень яркими, разнообразными идеями, он увлекает. Изумительный оркестр, молодой, который необыкновенно вдохновлен музыкой Гайдна, что не так часто встречается. С ними я попадаю в атмосферу восхищения музыкой».
Полное интервью с Михаилом Фихтенгольцом и Эдом Лайоном слушайте в аудиофайле.