В Москве с единственным концертом выступил оркестр «Западно-Восточный Диван». То, что в Москве часто стали выступать молодежные оркестры, наверняка говорит о том необходимом важном факторе присутствия уже вполне сложившихся зрелых музыкантов, которые способны удивить своим исполнительским мастерством. Прошлые выступления в нашей стране таких молодежных коллективов, как оркестр фестиваля Вербье под руководством Джеймса Ливайна и оркестр Шлезвиг-хольштейнского фестиваля с маэстро Кристофом Эшенбахом, яркое тому подтверждение. Многие именитые дирижеры уделяют немалую часть своей жизни воспитанию молодого поколения посредством музыкального общения. Примеров здесь немало. Упоминаемый оркестр Шлезвиг-Хольштейнского фестиваля основал маэстро Леонард Бернстайн. Теперь это уважаемый оркестр Европы. Настоящий фурор произвел в мире молодежный венесуэльский оркестр им. Симона Боливара с харизматичным Густавом Дудамелем.

Израильский пианист и дирижёр Даниэль Баренбойм после триумфальных гастролей с Венским филармоническим оркестром, спустя два года, снова пожаловал в российскую столицу впервые с весьма авторитетным музыкальным составом оркестром Западно-Восточный Диван. Маэстро Баренбойм и вдохновитель создания этого коллектива Эвард Саид решили позаимствовать название для оркестра из восточного цикла стихотворений немецкого романтика И.В.Гёте. Ведь во времена этого поэта не каждый деятель искусства активно интересовался иными культурами. А Гете открыл для себя одну из частей ислама совершенно случайно при встрече с немецким солдатом, который участвовал в одной из военных Испанских кампаний. Позже немецкий поэт интересовался арабской поэзией Хафиза. Гетевскому циклу Западно-восточный диван минуло уже 200 лет. Даниэль Баренбойм посчитал особой целью организовать израильско-палестинский оркестр во имя музыки и мира: «Мы не хотели создавать оркестр, мы хотели создать некий форум, в рамках которого молодые музыканты из разных стран Ближнего Востока, я имею в виду Израиль, Палестину, и другие арабские страны, собрались вместе не только для того, чтобы играть музыку, но, возможно, учиться и узнавать друг о друге как можно больше. Одна из важнейших характеристик этого оркестра с музыкальной точки зрения заключается в том, что в нём есть несколько различных исполнительских уровней. Некоторые из исполнителей никогда не играли в оркестре, другие даже никогда не имели возможность услышать вживую исполнение оркестра. На сегодняшний день среди наших музыкантов есть и те, кто играет в БФО и других европейских, знаменитых оркестровых коллективах».

Если говорить о самом оркестре, то судьба многих музыкантов, играющих в нем, сложилась удачно. Язык музыки сблизил многих людей, а именно молодежь, что сегодня немаловажно. Оркестр успешно продолжает образовательную деятельность. Возраст музыкантов различен. В струнной группе играет даже 11-летний мальчик из Назарета. Проект Баренбойма аполитичен. Люди всего мира, благодаря концертам и телевизионным записям, должны видеть и понимать, что вражда и несогласие не могут доминировать постоянно. Поэтому, оркестр не игнорирует свои выступления как в Израиле, так и в Палестине.

Российское выступление Западно-Восточного Дивана прошло в рамках десятилетия со дня основания. Маршрут январских, и будущих летних гастролей простирается по многим европейским городам: от Берлины, Вены и Милана  до Севильи, Зальцбурга и Лондона. Выбор московской программы концерта в Большом зале консерватории вполне удачен. После раритетного Седьмого концерта Моцарта фа мажор для трех фортепиано с оркестром (солистами выступили сам Даниэль Баренбойм в содружестве с израильтянкой Яэль Карет и палестинцем Каримом Саидом) следовали призрачные экспрессионистские Вариации для оркестра нововенца Арнольда Шёнберга. Венчала программу известная Четвертая симфония Брамса.

Даниэль Баренбойм и музыканты оркестра твердо убеждены в разрешении военного конфликта на Ближнем Востоке: «Израильско-палестинский конфликт это не один из тех многочисленных политических конфликтов, которых много в истории. Музыка это не просто некий механизм услаждения слуха тех, кто её воспринимает, слушает, или не просто некое удовольствие для исполнителей. Это нечто, что имеет ещё значительно большую глубину. Музыка может помочь уйти от реальности, забыть о том мире, о тех войнах, которые в нём разворачиваются, и может помочь уйти в некий нереальный мир. Но при этом музыка, я глубоко убеждён в этом, также и средство понимания того, что из себя представляет мир, и, что мы из себя представляем. Вот в этом как раз и есть ценность нашего оркестра в том числе, потому что каждый из исполнителей привносит не только те знания и чувства, которыми обладает, но он также узнаёт и учится у своих коллег их интеллектуальному мышлению».

 

Материал подготовлен Виктором Александровым.

Вернуться к списку новостей