Издательский дом «Классика-XXI» выпустил книгу Григория Гордона «Эмиль Гилельс. За гранью мифа». Это не биография одного из величайших пианистов XX века и не музыковедческое исследование его стиля. Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Григорий Гордон задается другой, актуальной и по сей день целью: высвободить образ Гилельса из-под густой пелены мифов и домыслов, сформированной как советской критикой, так и ближайшим окружением пианиста.
В чем только не обвиняли Гилельса! В узости музыкального кругозора, техническом несовершенстве, в дерзком поведении по отношению к собственному консерваторскому наставнику, прославленному Генриху Нейгаузу, в несговорчивости и мизантропии. И это понятно слишком уж заманчив объект нападок: сталинский любимец, чуть ли не единственный «выездной» в послевоенное время, соперник Рихтера, долгие годы претендовавший на первое место среди пианистов
Общекультурный масштаб книги задается нестандартными мыслями о пианисте и искусстве в целом, апелляцией к широкому кругу исторически важных мнений чего только стоят имена Пастернака, Бродского, Ахматовой, Набокова, Цвейга, Рахманинова, Шопенгауэра! Гилельс же, который сам о себе предпочитал не говорить и был всегда предельно сдержан на любого рода оценки и высказывания, предстает перед нами человеком обезоруживающей честности и прямоты, именно в силу этих качеств с легкостью наживавшим себе врагов.
Уже на стадии подготовки к печати книга вызвала бурю противоречивых оценок. Попытка Григория Гордона разорвать тишину, окружившую Гилельса плотным кольцом, доказать, что Гилельс такой же единственный и неповторимый, как и всеобщий любимец Рихтер, далеко не у всех вызвала одобрение. Но нельзя отрицать, что эта книга стала по-настоящему долгожданным событием, тем более что прежде издававшиеся материалы о Гилельсе проясняют немногое и выглядят неубедительно.
«Фантастически забытое имя фантастически гениального человека, сыгравшего в русской культуре фантастически важную, принципиальную роль, наконец-то чуть-чуть проявляется в культурном ландшафте» таковы первые отзывы прессы о книге (газета "Время новостей").