«Музыка это исцеление. Она способна зажечь факел добра и переустроить, усовершенствовать мир». Бессмертная истина этих слов великого Мстислава Ростроповича обращена ко всему человечеству. Всю свою жизнь маэстро служил великой музыке, вселял во многих людей надежду и веру в жизнь. Доброта и чуткая отзывчивость этого музыканта к любому человеку это лишь немногие качества его удивительного характера. А как Мстислав Леопольдович любил жизнь! Это не выразить словами.
Ростроповича все помнят и знают. Он всегда будет жить в наших сердцах. Неслучайно российский маэстро художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев затеял в Самаре 28 и 29 октября уникальную в своём роде акцию фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, который прошёл под патронатом правительства Самарской области и лично губернатора Артякова. И хотя на родине виолончелиста и дирижёра в Баку тоже существует мемориальный фестиваль, самарская земля теперь ежегодно будет чтить музыканта, ибо здесь маэстро Ростропович неоднократно бывал и много сделал важного и просветительского труда для музыкальной общественности.
Валерий Гергиев: «Мне кажется очень мужественным его решение в те трудные и теперь уже немножко далёкие годы. В конце 90-х работать в Самаре, когда у тебя есть огромный выбор и ты можешь выступать в любом городе и с любым оркестром в мире, ты приезжаешь в свою страну, объезжаешь Москву и Петербург и приезжаешь в Самару, где тебя так ждут, и готовишь такое крупное событие, как мировая премьера только что написанной оперы российского композитора. Это тот оптимальный вариант, который так редко на самом деле реализуется всеми нами».
Один из последних приездов Ростроповича в Самару в 1999 году был связан с мировой премьерой оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в постановке Роберта Стуруа в Самарском театре оперы и балета. Это был действительно ошеломительный успех. Тогда опера транслировалась российским телевидением.
Сегодня имя Мстислава Ростроповича украшает список «Сорока бессмертных» почётных членов французской Академии искусств. Почётными гостями Первого Самарского фестиваля стали народные артисты СССР легендарная балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. Именно его музыка и стала одним из главных лейтмотивов всего фестиваля. Помимо Сюиты из балета «Конёк Горбунок», премьеру которого совсем скоро осуществит на Мариинской сцене Алексей Ратманский, солисты и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а также Хор Самарского театра оперы и балета представили на суд публики 2-й акт оперы «Лолита» по одноимённому роману Владимира Набокова.
Валерий Гергиев: «Я не знал трактовки Мстислава Ростроповича. Он дирижировал мировой премьерой оперы «Лолита» Р.Щедрина в Стокгольме. Это крупнейшее событие для европейского музыкального театра. И, тем не менее, казалось нам, только настоящее исполнение в России по-русски может отразить дух этой оперы. Наверное, и блестящий талант писателя Владимира Набокова, а не только композитора Родиона Щедрина».
В мировой премьере этого сочинения в 1994 году в Шведской Королевской опере заглавную роль юной Долорез Гейз исполнила 20-летняя певица Лиза Густавсон. В Перми не так давно также шёл этот спектакль, и Лолиту пела одна из главных солисток московского театра Геликон опера Татьяна Куинджи. В Мариинском театре «Лолиту» репетируют несколько артисток, одна из которых молодая опытная Анастасия Калагина.
Анастасия Калагина: «Прочитав роман и соприкоснувшись с музыкой Родиона Щедрина, я думаю, что это очень яркий и очень богатый и интересный образ. Мы будем в дальнейшем работать. Я знаю, что планируется постановка в Мариинском театре. У меня даже был период в жизни, когда я зачитывалась прозой Набокова. «Лолиту» я читала, естественно, одним из первых. Это было произведение, через которое я познакомилась с творчеством Набокова. Ну, а потом были миниатюры, и другие романы. Но, «Лолита» это, конечно, особенное произведение».
Родион Щедрин: «Очень радостное рождение По-моему, было совершенно безукоризненное воплощение сегодня. Мне кажется, удивительно удачный подбор певцов. Ну, и, конечно, великолепен Гергиев и его бесподобный оркестр».
Хочу заметить, что три самарских концерта, как и многие мероприятия Гергиева, носят общедоступный характер. За короткий срок своего пребывания в России между гастрольными перелётами, артист способен побывать в различных уголках земного шара сразу за сутки. И вот маэстро сумел организовать массу концертов, и сконцентрировать в орбиту своего внимания два фестиваля: самарский и петербургский «Новые горизонты». Это уже второй форум новой академической музыки.
В последние годы своей жизни Мстислав Ростропович неоднократно обращался к симфоническому наследию Шостаковича и даже исполнил в 2006 году цикл из всех 15 симфоний композитора. Ростропович не мог жить без этой великой музыки. Поэтому, символично включение Валерием Гергиевым в программу концерта последней 15-й симфонии композитора. Сам Мстислав Ростропович переиграл практически весь виолончельный репертуар. Всего не перечислить. Но, многим шедеврам, прежде всего отечественных композиторов, он дал путёвку в жизнь.
Валерий Гергиев: «За свою огромную богатейшую творческую жизнь он исполнил сотни новых произведений. Ему посвящены десятки великих концертов для виолончели с оркестром, огромное количество произведений камерной музыки сонат, трио. Я думаю, что он поднимал такие пласты, и поднимал их первым. Весь фантастический и творческий путь и пример Мстислава Ростроповича это как тот маяк, к которому должны стремиться многие российские музыканты».
Один из поздних опусов, сочинение 1952 года - Симфонию-концерт для виолончели с оркестром композитор посвятил Мстиславу Ростроповичу. И, надо сказать, гениальный виолончелист переиграл это сочинение множество раз с разными именитыми дирижёрами и оркестрами. В программе самарских гастролей в Симфонии-концерте солировала молодая виртуозная виолончелистка, обладательница Гран-при VII Парижского конкурса виолончелистов имени Ростроповича Татьяна Васильева.
Рано утром 29 октября Мариинский брасс под управлением Валерия Гергиева исполнил программу из сочинений Мусоргского и Шостаковича. Этот концерт был сравнительно коротким, так как сразу же после этого события Мариинский оркестр со своим шефом мгновенно умчались в аэропорт, откуда курс держали в родной Петербург. Тем же вечером в Мариинском театре шла 5-часовая «Валькирия» Вагнера. В очередной раз убеждаешься в нечеловеческой энергии и работоспособности Валерия Гергиева. Жить в таких темпах сможет не каждый. Однако, артисты петербургской Маринки уже привыкли к такому образу жизни.