Традиционный Пятый Международный Гаврилинский музыкальный фестиваль стал в этом году настоящим праздником для слушателей. Под знакомой "вывеской" - абсолютно новое по духу и форме событие - c новой концепцией, оригинально выстроенной драматургией, выдающимися исполнителями и «всеми жанрами, кроме скучных».
Программа фестиваля была построена как переплетение множества «параллелей и меридианов», как узоры вологодских кружев, перетекающих друг в друга. Событие было наполнено глубокими символами и аллюзиями. Фестиваль это Дом, Храм музыкального искусства.
У Гаврилинского фестиваля - четыре начала, четыре составляющие, четыре «фестивалеобразующие» линии, как четыре звука в бое часов на колокольне Софийского собора Вологодского Кремля, как четыре стороны света, как четыре линии, идущие от перекрестья креста. Поразительно совпадение начала фестиваля и одного из главных церковных праздников Крестовоздвижения Господня: точно кто-то свыше освятил и осенил фестиваль своим знамением, воздвигая символический крест, который «ангелам слава и демонам язва».
Фестиваль проходил в одном из старейших и красивейших городов русского Севера в Вологде. Есть некая закономерность в том, что большинство великих русских композиторов родом именно из северных краев: Рахманинов и Аренский новгородцы, Мусоргский из Псковской губернии, Римский-Корсаков родился в Тихвине под Петербургом, в Петербурге Бородин и Шостакович, Лядов и Глазунов, в Вологде Гаврилин... Совершенно естественно, что именно русская музыка, русская линия фестиваля последовательно проходила через его концерты и программы. 13 русских композиторов трех столетий были представлены в афише: классики Алябьев, Глинка, П. Чайковский, Аренский, Рахманинов; композиторы XX века Шостакович, Денисов, Шнитке, Гаврилин; наши современники Губайдулина, Щедрин, Эшпай, А. Чайковский.
«Русскую линию» начала звучащая в первом концерте великая историческая музыкальная драма XX столетия «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича. В эту линию входят и три концерта, объединенные музыкой В. Гаврилина, концерт из сочинений С. Рахманинова и завершилась она концертом из произведений двух Чайковских: нашего современника А. Чайковского («Русский реквием» и увертюра для симфонического оркестра «Вологодские кружева», написанная по заказу фестиваля) и великого классика П.И. Чайковского (бессмертный Первый фортепианный концерт).
«Русская линия» обозначена и другими, важными в контексте Фестиваля фактами, деталями, аллюзиями. Пятая симфония Бетховена посвящена русскому меценату графу Разумовскому; цикл фортепианных фантазий Брамса «Русский сувенир» написан на русские темы; отметим и такой штрих, как совпадение возможно, случайное главной темы I части Первого фортепианного концерта Шопена и мелодии романса А. Гурилева «Разлука» («На заре туманной юности...»).