Алексей Любимов9 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории открывается концертный цикл «В поисках забытых ритуалов». В концерт известных пианистов Алексея Любимова и Михаила Дубова вошли произведения Сати и Скрябина, которые отвечают названию цикла. В программе: «Сын звёзд» Сати — халдейская пастораль в трёх действиях для фортепиано (музыка к пьесе Сар-Пеладана, первое исполнение в России); Скрябин - Фрагменты к «Мистерии»; Сонаты № 8, 9, 10 для фортепиано с визуальным воплощением (авторы видеообразов А. Бандура, А. Милюшин).

«Сын звёзд» Эрика Сати — это музыка к пьесе Жозефа Пеладана, французского писателя, обладавшего красивым и образным языком, известного своей склонностью ко всему вычурному и неизменным желанием мистифицировать публику. Он объявил себя главой современных розенкрейцеров, основав в 1890 году Орден Храма и Грааля и Католический орден Розы и Креста. В Ордене Пеладан взял себе титул «Сар», который означал «Сын Ра». Деятельность Ордена была также связана с наукой, культурой, музыкой, драмой и другими искусствами. Пеладан организовал салон «Роза+Крест», ежегодно проходивший в Париже с 1892 по 1897 гг., в его работе могли принимать участие многие известные музыканты и художники того времени: Г.Моро, И. Стравинский, К. Дебюсси. Эрик Сати стал членом Ордена на волне своего увлечения тайными загадочными культами, религиями и готическим искусством.

Известно, что Александр Скрябин в последние годы жизни пытался осмыслить тот новый духовный мир, который постепенно открывался ему. Скрябин искал выхода своим представлениям не только в музыке, но и в определенном действе, Мистерии Преображения.

В этом действе Скрябин должен был уподобиться Богу-Творцу, но не противостоять ему, а быть ведомым его рукой в полной гармонии с ним. Мистерия должна была открыть Новую эпоху, на арену которой должен был выйти Новый человек — обладатель божественного сознания. Кроме этого, Скрябин стал писать «Предварительное действо», которое «помогло бы человечеству подготовиться к участию в Мистерии».

Ранняя смерть композитора остановила выполнение этих планов. Композитор успел сочинить для Мистерии только текст и фрагменты музыки, которые и прозвучат в концерте. Однако среди исследователей бытует мнение, что вся скрябинская музыка последнего этапа его творчества, в том числе и его последние сонаты, по смыслу относится к «Предварительному действу».

Вернуться к списку новостей