28 сентября в 20:00 в программе «Концертный зал радио «Орфей» - «Нетрадиционный Бетховен» - новый эксперимент оркестра «Musica Aeterna» под управлением Теодора Курентзиса. Солистка Изабель Фауст скрипка, Германия.
23 марта 2008 года в Большом Зале Консерватории прозвучали сочинения Л.Бетховена: «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор» и «Симфония № 5». Исполнитель оркестр Musica Aeterna Ensemble. Солистка Изабель Фауст (скрипка). Дирижер Теодор Курентзис.
Концерт был подготовлен «Фондом Святослава Рихтера», который ежегодно проводит мероприятия, посвященные великому пианисту и приуроченные, как правило, ко дню рождения Святослава Теофиловича (20 марта). «Фонд Рихтера», стараясь выполнять завет Рихтера - привлекать внимание к молодым и самым интересным музыкантам, имеющим собственные взгляды на исполнение произведений уже не первый раз приглашает к участию в своих мероприятих дирижера из Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Теодора Курентзиса.
В прошлом году в БЗК под его руководством был исполнен «Реквием» Верди, вызвавший колоссальный резонанс в музыкальной среде. В этом году исполнение «Скрипичного концерта» и «Симфонии № 5» Бетховена смело можно назвать новым экспериментом: Теодор Курентзис, широко известный своей приверженностью к аутентичной манере исполнения, в данном случае представил не самые традиционные трактовки Бетховена.
«Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор op.61» был исполнен на жильных струнах, с коррекцией оркестровой партитуры и с каденцией в редакции Вольфганга Шнайдерхана (ХХ век).
Исполнение знаменитой «Пятой симфонии» показалось, пожалуй, особенно необычным всем, кто привык к традиционному звучанию этой музыки.
Предполагая это, дирижер предпослал публике своего рода программу-манифест, где подробно объяснил свой замысел. А заключается он в том, что, только строго придерживаясь рекомендаций по темпам, которые сделал Бетховен через 10 лет после первого исполнения симфонии (а бетховенский Метроном практически всегда отвергается исполнителями, так как считается, что эти темпы слишком быстрые, и они не позволяют исполнить произведение правильно) можно попытаться точнее раскрыть замысел автора. Ведь в результате звучит совершенно другая музыка.
Для более отчетливого исполнения «Симфонии № 5» в оригинальном темпе «Musica Aeterna» использовал в концерте луговые смычки ХVIII века и строй инструментов на 440 Herz.
Слушайте запись, сделанную в Большом зале консерватории 23 марта 2008 года, в программе «Концертный зал радио «Орфей».