13 июня в 19:00 в очередной программе «Оперный театр с Александром Водопьяновым» прозвучит запись оперы Рихарда Штрауса «Каприччио», выполненная в 1993 году в театре Сан-Франциско Опера.
«Каприччио» опера о театре последняя работа Р.Штрауса в оперном жанре. Композитор завершил её в 1941 году. А впервые свет рампы опера увидела 28 октября 1942 года в Мюнхене. И кстати в присутствии композитора. Дирижировал тем спектаклем соавтор Штрауса по либретто знаменитый австрийский маэстро Клеменс Краус. В то время когда многие молодые коллеги Р.Штрауса, ставшие страстными поборниками разного рода авангардистских течений открыто заявляли о полном отказе от музыкального наследия прошлого, о том, что средства музыкальной выразительности, которыми пользовались классики, уже исчерпались, изжили себя, Р.Штраус создал поэтический мир своего «Каприччио», с его удивительным колоритом, полным света, изящества. Это совершенно иная материя.
Художественная атмосфера 18-го века, воспроизведённая в опере в стиле Моцарта, исполнена неподдельной одухотворённости и лирической возвышенности. И всё это обратите внимание в эпоху второй мировой войны. «Каприччио» в музыкальном смысле типичный образец оперного творчества Р.Штрауса. Но есть в нём одна отличительная особенность эстетического порядка, которая делает эту оперу в известной степени уникальной в оперной литературе всех времён. Это своего рода опера об опере. Спектакль о проблемах музыкального театра. Главный вопрос, который заключён в «Каприччио», состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора, или наоборот фантазия композитора предопределяет словесную форму выражения существа музыкальной мысли. Слово и звук выступают здесь, как равноправные, нерасторжимые компоненты действия. Вот эту эстетико-философскую проблему композитор и сделал сюжетным стержнем своего «Каприччио». И это очень интересно проследить, что Р.Штраус, сочинивший не одну музыкальную драму и при этом работал с серьёзными либреттистами (как например, Гуго фон Гофмансталь), завершил свой путь оперного композитора произведением, затронувшим как раз проблематику музыкального театра, которому он отдал полвека своей жизни. Проблематику, которая всегда беспокоила и очень увлекала самого композитора.
Музыка оперы Штрауса «Каприччио» является образцом уникального стиля самого композитора в сочетании со стилистикой оперного письма музыки 18 века. Подобного рода музыка очень трудна для исполнения в смысле её понимания ощущения. Это и стало одной из причин того, что «Каприччио» редко идёт на сценах, хотя постановки были, и опера всё же встречается в репертуаре. Но в основном, в Австрии, Германии Германоязычным певцам и представителям скандинавской школы, конечно, этот стиль ближе и именно там опера наиболее распространена.
А в предлагаемой записи спектакля в главной партии безусловный мастер тонкого стиля в оперной литературе новозеландская певица Дэйм Кири Те Канава.
Певица, вспоминая об этой работе, неоднократно рассказывала, что первое знакомство с этой музыкой было для неё весьма и весьма не простым, но как только она сумела уловить весь музыкальный аромат этого сочинения, то полюбила оперу и в дальнейшем получала от исполнения спектаклей нескончаемое удовольствие.
Также в спектакле принимают участие солисты: Хокан Хагегорд, Дэвид Кюблер, Саймон Кинлисайд, Татьяна Троянос, Мишель Сенешаль; оркестр театра Сан-Франциско Опера, дирижёр Дональд Ранниклс.