30 марта в 19:00 в программе "И довелось, и посчастливилось..." Сергей Яковенко расскажет о Дмитрии Кабалевском и Софии Губайдулиной.
Дмитрий Кабалевский окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 19401946 был главным редактором журнала «Советская музыка». С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов.
Кабалевский создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная Реквием на слова Р.И. Рождественского), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.
Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков.
Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.
Софию Губайдулину обычно помещают в «первой тройке» советского авангарда 19601980-х годов, сразу вслед за Э.Денисовым и А.Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата Ночь в Мемфисе для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов. С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990; кантата Из Часослова на стихи Р.М.Рильке, 1991; кантата Теперь всегда снега на стихи Г.Айги (1993) и одна из последних работ масштабные Страсти по Иоанну (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И.С.Баха.
Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению.