Сегодня героем рубрики «Тема дня» стал Георг Филипп Телеман, который родился в этот день в 1681 году. Долгое время этот человек в истории музыки был фигурой противоречивой. Один из самых популярных в свое время композиторов, он был недооценен потомками, которые посчитали его причиной творческих неудач И.С.Баха. По мере того, как из всех барочных композиторов на первое место в сознании музыкантов выдвигался Бах, Телеман все больше подвергался критике, которую он вовсе не заслужил.
Большая часть его биографии известна со слов самого Телемана. Не доверяя такую важную вещь, как собственное жизнеописание официальным биографам, композитор трижды излагал автобиографию в разных изданиях, художественным слогом он владел не хуже, чем музыкальным письмом.
Георг Филипп Телеман родился Магдебурге и очень рано проявил свои таланты в пении, композиции и исполнении музыки, но его семья, а особенно мать были против музыкальной карьеры, и Телеман отправился изучать право в Лейпциг. Бурная музыкальная жизнь этого города постепенно настолько увлекла юношу, что он с радостью променял юриспруденцию на музыку. Следствием обучения в университете осталась широкая образованность и недостаток профессионального музыкального образования. В 1702 году музыкант получил место органиста в церкви св. Фомы, где оказался невольным соперником Иоганна Кунау. Престарелый маэстро считал Телемана выскочкой, тогда как молодой композитор старался учиться у опытного коллеги. Кроме того, Телеман основал при Лейпцигском университете музыкальное общество Collegium Musicum., а также он с увечением писал оперы для недавно созданного общедоступного театра.
Тремя годами позже Телеман стал придворным капельмейстером в Зорау. Будучи в этой должности, он нередко сопровождал своего нанимателя во время его поездок в Польшу. Там молодой композитор открыл для себя новую музыку польский фольклор, о котором музыкант отзывался с неподдельным восхищением. Кроме того, пребывание в Зорау дало Телеману возможность изучить французскую музыку, и он не замедлил этой возможностью воспользоваться. Далее последовали Эйзенах и Франкфурт-на-Майне. А в 1721 году он занял почетный пост музыкального директора в Гамбурге, где под его руководством находились пять главных городских церквей. Но неуемную жажду деятельности композитора не удовлетворяла даже эта тяжелая работа. Параллельно он писал оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме известной гамбургской классической гимназии.
Слава этого великого музыканта шагнула далеко за пределы Германии. Сам он, кроме немецких городов побывал лишь в Париже, где его произведения вызвали бурный восторг самой капризной публики.
И это притом, что по скорости сочинения и по количеству созданных произведений с Телеманом не может сравниться ни один композитор. Он написал 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу других произведений в различных жанрах.
Деятельность Г.Ф. Телемана не ограничивалась лишь сочинением музыки.
Об этом и многом другом в рубрике «Тема дня» радиостанции «Орфей» в 12.00, 16.00 и 18.00.