Все знают, что А.С. Даргомыжский великий реформатор русской музыки Он стал тем избранным, который обозначил новую линию музыкального горизонта. Но всем ли известно, чем ему пришлось расплачиваться за свою избранность? Отсутствие семьи и одиночество; годы и десятилетия, потраченные на изучение гармонии, оркестровки, правил композиции (и все это, заметьте, самостоятельно! Даже Глинка и тот брал уроки у знаменитых учителей!). В 30 лет Даргомыжский ушел со службы ради музыки, а театры все так же не хотели ставить его оперы. И вот ему уже за 40, а широкого признания как не было, так и нет- только узкий круг почитателей. И лишь за несколько лет до смерти успешные концерты за границей и пост директора Российского Музыкального общества в Санкт-Петербурге.
«В 50 утомленное лицо, глубочайшие морщины и старческий сиплый голос», из дневника Римского-Корсакова. Он не дожил до своего 56-го дня рождения один месяц, так и не закончил свою «лебединую песнь» - оперу «Каменный гость». Его музыкальное наследство невелико две оперы, несколько оркестровых фантазий, а главное 9 десятков романcов - настоящих жемчужин мировой музыкальной культуры.
«Не будь на свете певиц не стоило бы мне быть и композитором», эти слова любил повторять А.С Даргомыжский. Думал он так на самом деле иль неттеперь уж никто и не скажет, но симфонии он не написал ни одной, и без его оркестровых фантазий русскую музыку вполне можно себе представить, а вот без его романсов нет. Он первым из русских сформулировал триаду: звук- слово- правда. И не только сформулировал он показал всем, что же это такое. Правда, поняли далеко не все. Среди друзей, сторонников и почитателей Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев, Кюи- те, кому он завещал «свою лебединую песнь» - оперу «Каменный гость».
Даргомыжский «открыл дорогу» оперным реформам, но с другой стороны, «Каменный гость» так и остался «редким гостем» даже на русской и зарубежной сцене.
О судьбе музыканта сегодня в рубрике «Тема дня» радиостанции «Орфей» в 12.00, 16.00 и 18.00.