17 ноября - День музыки Паскаля Дюсапена в Москве.
Радиостанция «Орфей» совместно с Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, посольством Франции в России, издательством «Salabert» (Париж) и France culture проводят научную конференцию «Постмодернизм в контексте современной культуры».
В научной конференции, которая пройдет в Конференц-зале Московской консерватории, с докладами выступят Ольга Гарбуз (Паскаль Дюсапен. Музыка в зеркале постмодернизма), Милена Божикова («In the laps». О философии Складки в творчестве Паскаля Дюсапена), Илья Ильин (Современная музыка в перспективе постмодернизма), Василий Кисунько («Ромео и Джульетта» Паскаля Дюсапена. Классический миф в контексте классической эпохи) и многие другие.
Затем состоится концерт, на котором впервые в России прозвучат произведения Паскаля Дюсапена «Ici» для флейты соло, «Shin’gyo» для сопрано и пикколо, «Two walking» для двух сопрано, «Trio Rombach» для фортепиано, скрипки и виолончели, «Granum sinapis» для смешанного хора без сопровождения и «Этюды» для фортепиано.
Исполнители - лауреаты международных конкурсов Иван Бушков (флейта), Елена и Екатерина Либеровы (сопрано), Иван Соколов (фортепиано), Нино Баркалая (фортепиано), Софья Фридман (скрипка), Александр Соколов (виолончель) и Камерный хор «ЛАД» (Художественный руководитель и дирижёр Елена ВАРШАВСКАЯ).
Паскаль Дюсапен (р. 1955) - один из ведущих современных композиторов Франции. Классическому образованию в консерватории он предпочёл творческие семинары Яниса Ксенакиса, которые греческий мэтр проводил в 1970-ые годы в Сорбонне. Впоследствии Ксенакис признавал Дюсапена своим единственным учеником.
Паскаль Дюсапен - обладатель множества престижных премий и наград. Среди прочих: SACEM Herve-Dugardin (1979), Римская премия (1981), le Prix de l'Academie des beaux-arts (1993), le Grand Prix de la Musique du Ministere de la Culture (1993), Victoires de la Musique (2002), Prix Dan David (2007).
Каталог композитора включает около восьмидесяти сочинений, в том числе пять опер («Romeo & Juliette», 1989; «Medeamaterial», 1992; «To Be Sung», 1994; «Perela, Uomo di fumo», 2003; «Faustus, The Last Night,» 2006), две оратории («Niobee», 1984; «La Melancholia», 1992), пять струнных квартетов, шесть «соло для оркестра» («Go», 1992; «Extenso», 1994; «Apex», 1995; «Clam», 1998; «Exeo», 2002; «Reverso», 2007), хоровой триптих «Requiem(s)» («Granum Sinapis», «Umbrae Mortis» et «Dona Eis», 1992-1998).
Художественный синтез, как направляющий вектор культуры постмодернизма, определил эстетику творчества Паскаля Дюсапена. Творческий метод композитора представляет собой своеобразную игру с историческими стилями и формами, и, что характерно, не только с музыкальными. Организация структуры и звуковой материи в произведениях Дюсапена зачастую содержит отсылки ко всему полю культуры XX века. Среди них музыкальные интерпретации литературных пассажей Сэмюэля Беккета, Гертруды Стайн и Оливье Кадио; теория морфогенеза французского математика Рене Тома, философские концепции Жиля Делёза, световые эксперименты художников Барнета Ньюмана и Джеймса Тёррела, конструктивные опыты режиссёров Ингмара Бергмана и Федерико Феллини. Кроме того, Паскаль Дюсапен предлагает оригинальные интерпретации таких вечных сюжетов в искусстве, как сказания о Ромео и Джульетте, Орфее и Эвридике, Фаусте и Медее