17 ноября в Камерном зале Дома музыки оркестр Pratum Integrum даст концерт из серии «Иллюзии французского барокко». В этом году среди «иллюзий» можно будет услышать сонаты Ребеля и Жаке де ла Герр, «Симфонию в третьем ладу» Бленвиля (все они прозвучат в России впервые).
Делом жизни Шарля Анри де Бленвиля (ca.1710ca.1777) было изобретение «третьего» (смешанного) лада, который явился бы синтезом мажора и минора. Иллюстрацией этой теории и стала его симфония. Она равно далека и от стройной классической композиции, и от «сухого» опуса теоретика. В причудливой фантазии автора есть что-то болезненное, изломанное.
Совсем иные впечатления подарит другая «иллюзия» «Концерт в театральном вкусе» Франсуа Куперена (он будет исполнен в оркестровой версии Павла Сербина, 2007). Куперен никогда не писал для музыкального театра. Все, что он создал в этой сфере, лишь «воображаемый театр» его клавесинных сюит, где за программными названиями пьес («Терпсихора», «Диана и ее спутники», «Провансальские матросы», «Козлоногие сатиры») угадываются знакомые образы и сюжеты. Но в этом концерте нет даже программных названий. За «Увертюрой» в духе Жана-Батиста Люлли следует «Большой ритурнель», а за ним множество танцевальных пьес, снабженных ремарками: «легко», «нежно», «благородно», «серьезно». И в заключение танец вакхантов. Что это? Вероятно, некий балет, «галантное празднество», завершившееся вакхической жигой. Но герои скрылись под масками, сюжет зашифрован, ключ спрятан, осталась лишь иллюзия промелькнувшего перед глазами спектакля