Вы бывали когда-нибудь в доме-музее Бородина, что на владимирской земле? Вы удивлены, что такой существует? А тем не менее, в маленьком селе Давыдово Камешковского района до наших дней сохранился дом, в котором Александр Порфирьевич провел немало времени. Он приезжал туда в летние месяцы и занимался исключительно музыкой, в частности оперой «Князь Игорь». Дом-музей это три комнатки с отсыревшими обоями и старенькими витринами (музею почти 30 лет, и за это время не было ни одного ремонта). Экспозиция уменьшается с каждым годом: ночные посетители «на память» прихватывают то ручку, то стул, то чернильницу. А ведь, скорее всего, сидя на этом стуле Бородин писал Арию Кончака, а ручкой и чернильницей пользовался, когда работал над Половецкими плясками.
В музее звучит музыка из «Князя Игоря», и когда ее слушаешь, то невольно вспоминаются постановки этой оперы. Например, в 94-м году в Большом театре. Опера заканчивалась торжеством ханской орды, а все потому, что решили: дочь Кончака была, якобы, бабушкой Александра Невского (что историки, кстати, опровергают). В Мариинском театре больше, чем через век после премьеры, вернулись к авторским черновикам, и оперу было не узнать. Только после этой постановки можно было оценить гигантскую работу, проделанную Римским-Корсаковым и Глазуновым (ведь Бородин оставил после себя лишь эскизы, а точнее, музыкальные страницы на тему «Слово о полку Игореве»). И только благодаря титаническим усилиям Римского-Корсакова и Глазунова музыкальные страницы превратились в оперу «Князь Игорь».
С нашим повышенным вниманием ко всему подлинному, авторскому, наверное, еще будут появляться новые авторские варианты «Князя Игоря»: Бородин работал над оперой 18 лет, и его собственных вариантов той же арии Кончака существует несколько. Подробности создания «Князя Игоря» вы услышите в выпусках «Тема дня» радиостанции «Орфей» в 12.00, 16.00 и 18.00.