«30 лет без Марии Каллас». Так называется очередная программа цикла «Оперный театр с Александром Водопьяновым», которая вышла в эфир в пятницу 14 сентября в 19.00. Лейтмотив программы: что оставила нам в наследие великая певица 20-го века, перевернувшая представление об опере, в чём её феномен именно как художника как мы воспринимаем её сегодня.
В программе не только хорошо знакомые, но и редкие записи певицы, сделанные в основном на спектаклях в 50-е 60-е годы.
Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года, но и по сей день остается самой обожествляемой дивой театра.
Пьер-Жан Реми, парижский оперный критик, сказал о ней: "После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше".
Величайшая примадонна двадцатого столетия сумела своим талантом бросить вызов критике, оперным импресарио и публике. Даже противники певицы вынуждены были признать гениальность Каллас, ее значительное воздействие на мир оперной музыки.
Ее любили и ненавидели, но вокальное мастерство и удивительный артистический дар Каллас никого не оставляли равнодушным.
Каллас была "трагической" Медеей, была "целомудренной хранительницей искусства" в роли Нормы, осужденной героини, которая предпочла умереть, но не причинить вред своему возлюбленному, несмотря на то что он предал ее. Это была любимая роль Каллас. Она была "безумной" Лючией, которую принудили выйти замуж за нелюбимого человека. Она была "покинутой" в "Травиате", где играла гонимую, оскорбленную и презираемую героиню. Она была "страстной любовницей" в "Тоске", где пошла на убийство ради своей истинной любви. Она была "жертвой" в "Ифигении".
"Мария Каллас имела сопрано, которое доводило публику до неистовства. Ее вокальные и личные взлеты и падения были так же драматичны и экстравагантны, как судьбы оперных героинь, которых она играла". (Дэвид Лоу, 1986)