Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова отметила свой 145-летний день рождения.
Консерватория Санкт-Петербургска открылась благодаря усилиям музыканта-подвижника, пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, который взял за основу лейпцигскую систему образования, разработанную композитором Феликсом Мендельсоном. Система строгого академического образования с опорой на европейскую классико-романтическую музыкальную традицию - или, сейчас бы это назвали "мейнстрим". Гармония, контрапункт, сольфеджио, оркестровка, тщательно разработанные школы беглости для исполнителей - все эти учебные дисциплины долгое время не признавались оппонентами Рубинштейна и рассматривались как "бездушная механика", противная музыке, ее "душе народной", отмечает "Коммерсантъ". Поэтому Рубинштейну в его трудах приходилось воевать не только на административном и финансовом фронтах, но и на идеологическом.
Открытие первой консерватории вызвало в обеих столицах невероятное, как писали тогда, "воодушевление музыкой". Это сродни тому, как после легендарной победы Ван Клиберна на Конкурсе имени Чайковского массовое музыкальное образование в Советском Союзе развернулось от баяна к фортепиано. Вот и веком раньше после первых успехов питерских выпускников России потребовалась вторая консерватория -- московская, а потом и третья, четвертая.
После открытия почетной доски публику пригласили в Зал имени Глазунова, где Александр Чайковский выслушал уже все приветственные послания. Затем, как это водится, был концерт в жанре отчетного. Выступили три лауреата Конкурса имени П. И. Чайковского этого года, новая гордость Петербургской консерватории -- пианисты Александр Лубянцев и Мирослав Култышев, певица Олеся Петрова. Завершили торжества исполнением оратории "Мессия" Георга Фридриха Генделя сводными силами студентов и выпускников.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .