В последний зимний день високосного года в концертном зале Московской областной думы прошла очередная встреча в рамках совместного проекта радиостанции «Орфей» и Сенаторского клуба Совета Федерации «Музыка в верхах». Концерт был приурочен к проводам зимы и грядущим весенним праздникам.
Программу концерта отличал сугубо национальный колорит. Весь вечер на сцене два коллектива РГМЦ – Ансамбль народных инструментов «Финист-балалайка» и квартет народных инструментов «Валдай». Солисты Академического хора русской песни (художественный руководитель – Николай Азаров) - Мария Легусова, Людмила Рекида, Анна Небученкова, Оксана Молодцова, Александр Максименко, Дмитрий Чеблыков - исполняли хорошо знакомые российским слушателям хиты: «Семеновну», «Вдоль по Питерской», «Вдоль по улице метелица метет». Каждый номер – яркое выступление, неизменно заканчивающееся бурей аплодисментов и криками «браво».
За последние несколько лет в российской столице национальный музыкальный пласт несколько ушел на второй план, уступив место другим направлениям: от современной поп-музыки до классических академических произведений. Про народные песни массово вспоминают разве что на масленичной неделе, когда в московских парках проходят праздничные гуляния, и какой-нибудь коллектив в пестрых национальных костюмах под баян исполняет «Ой, мороз, мороз» или «Барыню». А между тем, в Москве есть первоклассные музыканты, хранители народных традиций, которые записывают альбомы, успешно гастролируют за рубежом, но услышать их в России можно крайне редко. Один из них - Академический хор русской песни.
Его основатель, народный артист СССР, Николай Кутузов говорил: «Русская песня – это нравственность народа, его лицо, его история. Страна духовно воспрянет и возродится лишь тогда, когда вновь услышит во всей красе, силе и в богатейшем многообразии свои родные песни». Тот факт, что Академический хор русской песни существует более 70 лет, позволяет справедливо отнести его к хранителям народных традиций со стажем и довольно точно определить место и функцию в современной музыкальной культуре. Жаль, что услышать этот Хор получается не часто.
Ведущая февральского концерта «Музыки в верхах» – заслуженная артистка России, Галина Власенок – условно разделила программу на две части. Первая была посвящена сильной половине человечества и прошедшему 23 февраля. Концерт открыла известная российскому слушателю мелодия «Пойду ль, выйду ль я» в обработке Игоря Обликина, которую исполнил ансамбль «Финист-балалайка». Одним из самых ярких номеров первой части концерта стал залихватский матросский танец «Яблочко», мастерски исполненный танцорами РГМЦ (балетмейстер – Людмила Байкова). Технически сложное, темпераментное выступление отличалось потрясающе точной синхронностью, энергией и эмоциональностью.
Вторая часть концерта стала своеобразным гимном женственности и красоты. Нежные музыкальные высказывания сменялись бойкими, задорными мелодиями. Так, Дмитрий Чеблыков прекрасно исполнил знаменитую песню «Живет моя отрада», а Людмила Рекида – «Посею лебеду на берегу».
Лирической кульминацией вечера, которая трогала буквально до слез, стал дуэт Марии Легусовой и Людмилы Рекиды «Оренбургский пуховый платок». Исполнение посвящалось всем матерям. Завершил концерт квартет «Валдай», который сыграл инструментальную обработку самой известной песни Бориса Мокроусова «Одинокая гармонь», за которую композитор был удостоен Сталинской премии. Эта песня неоднократно звучала в советских и российских кинофильмах и даже переводилась на многие языки.
Когда артисты вышли на поклон, их с восторгом и горячими аплодисментами приветствовала публика. Красноречивей доказательства, что русская песня жива и способна тронуть сердца людей XXI века, пожалуй, вряд ли может быть.
Несомненно, февральская «Музыка в верхах» в народном духе станет одной из ярких страниц проекта и надолго запомнится слушателям.
Наталия Сергеева