19, 20 декабря в «Санктъ-Петербур
Впервые на суд зрителей «Искатели жемчуга» были представлены в сентябре 1863 года в Парижском Théâtre-Lyrique. При жизни композитора «Искатели» не имели поклонников, как впрочем, и другие оперы. Исключение не составила даже жемчужина классического репертуара – «Кармен», провала которой 37-летний композитор не смог пережить. И хотя спустя годы к Бизе пришел успех, «злой рок» преследует французского композитора до сих пор. Его оперы, исключая «Кармен», не пользуются популярностью у режиссеров. «Искатели жемчуга» входят в их число и считаются чрезвычайно редким гостем на российской сцене. Сюжет оперы чрезвычайно прост. В его основе лежит рассказ о беззаветной любви юноши Надира и жрицы Лейлы, на пути к счастью которых стоят верховный жрец Нурабад и Зурга – вождь, избранный искателями жемчуга, и давний друг Надира. Ревнуя его к Лейле, Зурга решает предать обоих казни, но после мучительных раздумий дарует жизнь другу юности и Лейле, в которой узнал девочку, спасшую его много лет тому назад.
На самом деле, в «Искателях жемчуга» главное не сюжет, а мелодическая сторона. Эта музыка стала настолько популярной, что цитируется в кино, исполняется в инструментальных переложениях и поется даже рок-музыкантами, как, к примеру, известнейшая ария Надира «Je crois entendre encore» в исполнении Дэвида Гилмора или редкий мужской дуэт для тенора и баритона «Au fond du temple saint», не так давно прославленный дуэтом Роберто Аланья и Брина Терфеля.
«Санктъ-Петербур