В рамках 330-летия со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха в Концертном зале имени Чайковского прозвучало одно из величайших творений духовной и мировой музыки, шедевр творчества композитора – Месса си-минор для солистов, хора и оркестра. Грандиозное по своей структуре и художественному замыслу полотно исполнили: немецкий маэстро Гельмут Риллинг и его «Бах-ансамбль» (Bach Ensemble Helmuth Rilling) при участии знаменитых солистов из Германии и ведущего хорового коллектива России – Академического Большого хора «Мастера хорового пения» РГМЦ.
Казалось бы, это сочинение – глубоко религиозное по своей природе, величественное и проникновенное, прославляющее Господа с необычайной широтой и сердечностью – создано для исполнения в храме. Однако его судьба состоялась преимущественно на концертной эстраде. Как во времена Баха, так и после колоссальные масштабы Мессы (длительность которой составляет почти три часа), ее техническая сложность и зачастую предвзятое отношение к произведению со стороны клерикальных властей препятствовали его исполнению целиком во время церковной службы.
Месса си-минор занимает особое место и в творчестве самого Баха. Наряду с «Магнификатом», «Страстями по Матфею» и «Страстями по Иоанну» она принадлежит к его наиболее значительным произведениям. На ее создание у композитора ушло несколько десятилетий. По мнению исследователей, далекий прототип Sanctus относится еще к 1724 году, тогда как последние правки в партитуре датируются 1750 годом, когда Бах ушел из жизни.
Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастной композиции, состоящей из мольбы о прощении (Kyrie), гимна, похвалы и благодарения (Gloria), догматической части – символа веры (Credo), литургической кульминации, взятой из ветхозаветной Книги Исайи (Sanctus), и заключения, прославляющего Господа Иисуса Христа (Agnus Dei). Бах, как известно, писал музыку для исполнения в лютеранских храмах, где жанр мессы не был распространен. Согласно реформе Лютера, лишь отдельные ее разделы допускались в протестантском богослужении. Поэтому за основу своего сочинения композитор взял традиционную форму католической мессы, однако содержательно и эмоционально вывел ее в пространство ошеломляющих глубин, поразительной исповедальности и проникновенности. Красота этой музыки складывается из многообразия чувственных переживаний – от смиренной мольбы и скорби до лучезарной радости и безграничного ликования, которые на подсознательном уровне способен ощутить каждый слушатель, независимо от своего религиозного и музыкального опыта.
Необъятная драматическая наполненность произведения сказалась и на его структуре. Месса си-минор также содержит пять частей, но они в свою очередь делятся на несколько номеров по типу «малых циклов», достигая общим количеством двадцать четыре номера: пятнадцать хоров, шесть арий и три дуэта. Таким образом композитор добивается впечатляюще динамичной контрастности образов, которая непрерывно углубляется не только от раздела к разделу, но и внутри больших частей.
Не надо говорить о том, что исполнение Мессы си-минор каждый раз становится испытанием для музыканта любого уровня. Она требует значительных исполнительских сил, мастерства и образцового владения стилистикой. Последнего не занимать Гельмуту Риллингу. Дирижер с мировым именем, крупнейший знаток и пропагандист баховского искусства, основатель баховских академий по всему миру, он входит в пятерку лучших интерпретаторов старинной музыки в Европе. Уже более полувека он изучает и исполняет Баха, первым записал все его кантаты, а в 2000 году под его руководством был завершен беспрецедентный проект – 172 диска с полным собранием сочинений великого композитора. Кроме того, в ноябре 2011 года Риллинг был награжден особой премией – имени Герберта фон Караяна в Баден-Бадене «за служение Баху в течение всей жизни и педагогическую деятельность во всем мире».
Маэстро – частый гость в Москве. В ноябре прошлого года в исполнении «Бах-ансамбля» под его руководством на сцене Концертного зала имени Чайковского прозвучали «Страсти по Матфею», также приуроченные к чествованию 330-летия со дня рождения композитора. А еще ранее, в 2011 году, в рамках монофестиваля музыки Баха, Риллинг совместно с оркестром Международной Баховской Академии (Штутгарт), создателем и бессменным руководителем которой он является, представили «Страсти по Иоанну» в московском Доме музыки. Неизменно для своих баховских исполнений в столице маэстро приглашает один из ведущих хоровых коллективов нашей страны – Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Возглавляемый с 2005 года народным артистом России Львом Конторовичем, хор ведет давнюю традицию исполнения музыки Баха и блестяще зарекомендовал себя в этом качестве на международной арене.
«Я нахожу хор фантастическим. Музыканты исполняют немецкий текст так, что я порой даже теряюсь и забываю, что это русский хор», – отмечает маэстро Риллинг.
Для исполнения Мессы си-минор артисты собрались знакомым составом – как и на «Страстях по Матфею» в прошлом году, «Мастера хорового пения» вышли на сцену вместе с музыкантами из «Бах-ансамбля» (Bach Ensemble Helmuth Rilling). Этот коллектив дирижер основал совсем недавно, в 2014 году, специально для работы с молодыми музыкантам. В него вошли коллеги и единомышленники Риллинга из ведущих немецких оркестров, специализирующиеся на исполнении музыки Баха.
Не меньшего внимания заслуживает ансамбль немецких солистов, многие из которых также оказались известны слушателям по прошлогоднему выступлению – превосходный, выразительный тенор Лотар Одиниус, крепкая сопрано Мирелла Хаген, деликатный бас Тобиас Берндт и новое лицо для московской публики – восхитительная меццо Анке Водунг. Самая красивая ария Мессы («Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас») в ее исполнении приобрела качество испепеляющей сокровенности и превратилась в эмоциональную доминанту вечера.
Гельмут Риллинг пестует особое отношение к баховскому звуку. При поверхностном взгляде он может показаться излишне тихим, сдержанным и даже глуховатым. Дирижер сознательно сглаживает экспрессию – выразительную, музыкальную и даже вокальную. Голоса певцов не акцентируют музыку, а скорее растворяются в ней. Это сначала рождает ощущение некоторого дискомфорта, потребность напряженного вслушивания, через которое затем открывается сфера обостренной, звенящей интимности. И если в свое время Баху пеняли на то, что его музыка обладает неподобающей для церковных стен пылкостью и напоминает светскую, то Гельмут Риллинг в этом смысле реабилитирует композитора. Его оркестр действительно звучит строго, лаконично и умеренно, но ювелирность исполнения невозможно упустить в партиях солирующих инструментов. Флейты, скрипки и кларнеты звучат округлым, ненавязчивым, но при этом магнетически ажурным звуком. И почти получасовая овация в финале – свидетельствует о том, что он попадает прямо в сердце…
Мария Юрченко