16-17 ноября 2015 года Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве и национальная газета «Музыкальное обозрение» провели в Москве международную конференцию «Россия - Польша: музыкальный диалог».
В числе организаторов - национальная газета «Музыкальное обозрение», на протяжении своей истории осуществившая несколько совместных проектов с польской стороной. В их числе - выпуск книги И. Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским», концерт-презентация книги в Концертном зале имени П.И. Чайковского, информационное партнерство с Московским конкурсом юных пианистов им. Ф. Шопена (работа пресс-центра, издание буклетов, информационное обеспечение).
Координаторы Конференции:
Андрей Устинов (Россия), Александр Ласковский (Польша)
Впервые в новейшей истории музыковеды двух стран обсудят состояние и перспективы российско-польских музыкальных отношений, насчитывающих более двух столетий; взаимодействие музыкальных культур России и Польши.
Приветствия в адрес Конференции направили Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, посол Республики Польша в России Катажина Пэлчинска-Налэнч, директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский, директор ГИИ Наталия Сиповская, директор ИАМ Павел Поторочин, координаторы Конференции Андрей Устинов и Александр Ласковский.
«Меня необычайно радует тот факт, что польские и российские музыковеды встречаются в Москве, чтобы обменяться опытом и обсудить перспективы сотрудничества на ближайшие годы.
Я думаю, это шаг на пути к лучшему пониманию истории культуры обеих стран, и, следовательно, шаг к отрытому диалогу, который так необходим нам сегодня», - говорится в приветствии Посла Республики Польша.
Многоплановая направленность конференции охватывает различные сферы и формы российско-польского музыкального диалога:
- презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета»;
- польско-российские музыкальные связи и польская музыка в трудах российских музыковедов;
- новый взгляд на польскую музыкальную культуру и творчество композиторов ХХ—XXI веков;
- освещение музыкальных событий на радио и телевидении двух стран;
- разнообразная параллельная программа.
Программа конференции
В первый день прошла презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета».
Это уникальная для России художественная акция, объявленная за полтора года до премьеры, имеющая огромное информационное значение и высокий международный статус.
Проект осуществляется совместно с Институтом Адама Мицкевича.
Опера Вайнберга, написанная в 1967-1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в Московском международном доме музыки. Благодаря зарубежным режиссерам, прежде всего Д. Паунтни, в 2010 началось триумфальное шествие оперы по сценам мира.
Екатеринбургский театр - первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю. Кураторы проекта - директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин и главный редактор «МО» Андрей Устинов - рассказали о том, как идет подготовка к премьере (состоится 15 сентября 2016), о важнейших этапах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.
Во второй день с докладами выступили польские и российские музыковеды.
Одно из главных направлений конференции - исследования польской музыкальной культуры в работах музыковедов двух стран.
На конференции выступили доктора искусствоведения, ведущие научные сотрудники ГИИ:
Левон Акопян («Польская музыка как источник идей для русской музыки» на примере фестиваля «Варшавская осень 1960-х гг.),
Ирина Никольская («Оперы Зыгмунта Краузе — новое прочтение жанра»),
Ольга Собакина («О творчестве Анджея Пануфника и Романа Палестера в годы эмиграции»),
профессор Университета Адама Мицкевича в Познани Марчин Гмыс («Музыка “Молодой Польши”: попытка нового взгляда»).
Среди тем докладов: издательская деятельность (доклад польского музыковеда Даниэля Чихы «Польское музыкальное издательство (PWM): 70 лет служения польской музыке»);
деятельность СМИ (доклад «Как показывать большие музыкальные события: опыт TVP Kultura» ведущего специалиста в этой области, руководителя Музыкальной редакции канала «Культура» на ТВ Польши Роберта Камыка;
«Институт Адама Мицкевича в гостях у Радио “Орфей”» - совместный доклад зам. директора программ радиостанции «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности Романа Берченко и руководителя отдела экспертов Института Адама Мицкевича Александра Ласковского).
В музыкальной программе Конференции - концерт джазового трио Алины Млечко из Польши (16 ноября в ГИИ), концерт оркестра Sinfonia Varsovia под управлением К. Пендерецкого, солисты Н. Борисоглебский и М. Рысанов (совместно с Московской филармонией, 17 ноября, Концертный зал имени П.И. Чайковского).
В Зеленом зале ГИИ 16—17 ноября пройдет выставка фотографий и коллажей А. Устинова «INSTRUMENTARIUM».