Выставочное пространство РГМЦ на восьмом этаже Дома Гостелерадио принимает новых гостей. Только в мае здесь завершилась персональная выставка театральной художницы Татьяны Спасоломской, и вот уже новый проект. На днях выставку своих живописных и графических работ представил российский художник, член Международной Ассоциации художников и Московского Союза художников, академик Андрей Мунтян.
В свое время Андрей Мунтян окончил Московский Полиграфический Институт и долгое время работал в области полиграфии и плаката. Начиная с конца 80-х годов интерес художника целиком сосредоточился на живописи и графике. К настоящему моменту им проведено более ста персональных выставок в России, Италии, Испании, Германии, Японии, США, Франции, Черногории, Португалии. С 2005 года Андрей Мунтян постоянно проживает в городе Будва, Черногория. Он признается, что что любит писать картины под музыку периода Барокко – Баха, Генделя, Перголези, Моцарта, Зеленки. Не удивительно, что радиостанция «Орфей» входит в число его любимых. «Самая красивая музыка на «Орфее» начинается после десяти часов вечера, а я в это время работаю, и происходит гармония», – говорит Андрей Мунтян.
Творчество художника представлено тремя направлениями: программные работы философской и религиозной направленности и иконы; пейзажи и натюрморты; графические работы. Многие из его живописных полотен возрождают в памяти сюжеты Средневековья и Ренессанса, некоторые из них выполнены в практически утерянной европейской технике письма и представляют собой эстетическую систему, отражающую сакральное восприятие мира.
В профессиональных кругах Андрея Мунтяна называют ярким представителем неоклассицизма в живописи, однако сам художник не приветствует навешивание ярлыков. Духовный поиск и философское начало для него зачастую становятся основополагающими.
Вот что сам Андрей Мунтян говорит о своих картинах: «Сегодня уже каждый человек чувствует, что на Земле наша жизнь не заканчивается. Есть и другой горний мир. Но между этими мирами черная непроницаемая пленка, хотя все мы чувствуем, что с другой ее стороны – тоже жизнь. Звуки, сны, образы, привидения, какие-то сакральные знаки постоянно напоминают нам, что там жизнь идет своим чередом. Я считаю, что любой художник, как метростроевец с кайлом и отбойным молотком, прорубает туннель в то пространство и в то время, на которые настроена на данный момент его жизни душа. Этот туннель – написание очередной картины… Наконец, тончайший яркий луч пробивается с той стороны и приходит дикий восторг, что ты прошел! Потом начинаешь расширять туннель, чтобы можно было протиснуться. Этот момент и является сигналом того, что картина завершена. Но люди, которые протискиваются за тобой в эту узкую щель, испытывают огромные трудности. Поэтому молодая картина никого не привлекает, ведь все знают, что проход свежий и пройти крайне сложно. Только со временем обтесываются резкие грани и зрители перестают бояться».
Музыка в восприятии художника одна из ключевых путеводных материй в тот самый “горний мир”.
«Я стремлюсь к синтезу живописи и музыки. Но пока не могу даже понять, что такое музыка, – говорит Андрей Мунтян. – Однако знаю направление, в котором мне надо двигаться дальше, и духовно хочу подняться на более высокий уровень. Не знаю, получится или нет, но я пытаюсь…»
Выставка в РГМЦ представляет концентрированный срез творчества художника. Здесь можно увидеть работы практически во всех жанрах, в которых работает Андрей Мунтян (за исключением пейзажей). Любители музыки непременно оценят портрет Иоганна Себастьяна Баха в необычном антураже готического полумрака. Серия графических работ поражает разнообразием техник – от мягких сыпучих материалов до филигранной работы пером и тушью в почти уже “гравюрном” стиле. Есть несколько совершенно уникальных работ: алтарь «Святое семейство», целиком сконструированный и оформленный по авторскому замыслу художника, и масштабное полотно «Поклонение волхвов», выполненное в практически забытой технике восковой темперы.
Мария Юрченко