В начале апреля в Камерном музыкальном театре Покровского состоялась мировая премьера новой оперы «Титий Безупречный», благодаря которой Александр Маноцков стал самым молодым из ныне живущих композитором, чье творение было поставлено в театре на Никольской.

Опера была написана Маноцковым специально для театра Покровского по заказу Владимира Мирзоева, который выступил в постановке сразу в двух ролях – в качестве режиссера и либреттиста. Именно Мирзоева изначально привлекла одноименная пьеса Максима Курочкина, удостоенная в 2008 году гран-при фестиваля «Новая драма». Созданная по самой ранней и, как утверждают исследователи, самой кровавой трагедии Шекспира «Тит Андроник», сложносочиненная пьеса Курочкина, название которой может, на первый взгляд, намекать на возможную стилизацию под античность, явила собой космическую антиутопию, приперченную полнозвучными нотами сарказма и подлинной трагедийности. История человечества, переживающего период упадка и опасающегося возможного исчезновения, по духу очень близка жизни римлян эпохи империи. Вписанные в футуристический контекст представители имперского режима замечают в одном гражданине (Капитан – Павел Паремузов) свободомыслие и отправляют его вместе с Нерегулярной женой (Екатерина Большакова) в театр для постижения тайн, заложенных в искусстве – возможном пути спасения человечества. После просмотра китчевой истории о Титии Безупречном, представители режима настойчиво спрашивают Капитана о том, определил ли он, кто есть главный враг человечества и, разумеется, получают в ответ красноречивое безмолвие.

В противовес современным композиторам, намеренно отказывающимся в своих оперных творениях от нарративности, Александр Маноцков надежно скрепляет сюжет «Тития» музыкально, создавая для каждого героя индивидуальный звукоряд, оформленный в серию. Однако, сами герои «оперы в опере» остаются схематичными – слишком мало в них человеческого. Идея чрезмерной безупречности Тития и его сыновей, готовых вырвать себе глаза или ринуться грудью на нож в знак доказательства чистоты собственных помыслов, становится апогеем схематизма. В опере нет привычного пения – она фактически целиком построена на мелодизированных речитативах главных героев, напоминающих шпрехштимме «Лунного Пьеро» и перемежаемых репликами хора, сидящего в оркестровой яме, так что может показаться, что это не опера вовсе, а спектакль с музыкой. Однако, некоторые элементы индивидуализации все же присутствуют. Ариозная распевность партии Перл (Екатерина Ферзба) выделяет эту кокетку из армии титиевых законопослушников, а речь злодея Субурбия (Борислав Молчанов) весьма напоминает звучание авторского прочтения И. Бродского. Достигаемый эффект цельности и беспрерывного течения театрального действа подкреплен кристаллически выверенной структурой арки – в финале зритель (наверняка, забывший, что смотрит оперу вместе с Капитаном и его Нерегулярной женой) возвращается к первоначальному месту действия, где и происходит развязка сюжета.

Минималистичные декорации Александра Лисянского полны аллегорий: две химеры с фасада парижского Нотр-Дама и огромная фигура в глубине сцены, очертаниями напоминающая египетского воина, смотрящего прямо в зрительный зал, - поддерживают аллегоричность и гротеск всего спектакля. Костюмы героев вставной оперы, похожие на одеяния актеров современного японского кабуки, делают стилистический (и нужно отметить, удобоваримый) винегрет спектакля еще более ярким.

источник  фото:  afisha.ru

Роль солистов в «Титии» требует от певцов не только интонационной чистоты и тонкой эмоциональностии в исполнении вокальных партий, но значительного качества актерской игры. Постоянные перемены настроений, происходящих в сюжете, вынуждают героев бесконечно переключаться с серьезности на иронию, с гротеска на драматизм. И команда театра Покровского справляется блестяще. Бесспорный герой постановки Александр Полковников, мощная энергетика которого пронзает зрительный зал до последних рядов, выступает с очень сильной командой – Екатерина Большакова, сыгравшая сразу две роли в спектакле (Нерегулярная жена Капитана и Порк), Герман Юкавский (Архитектон), Борислав Молчанов (Субурбий), Павел Паремузов (Капитан), Екатерина Ферзба, также сыгравшая две роли (Стюардесса и Перл), и других актеров. Отдельно следует отметить хор, сформированный из солистов театра специально для этой постановки, который прекрасно справился не только с традиционным пением, но и шипяще-трещащим звучанием, напоминающим тембровые эксперименты Штокхаузена.

Многоэтажные стилистические наслоения всех элементов постановки не распадаются на отдельные части, напротив, создают единый организм, заставляющий зрителя внимательно следить за развитием сюжета, и оставляя после просмотра приятное послевкусие.

Наталия Сергеева


Вернуться к списку новостей